Агния (Гребнева), монахиня

Монахиня Агния (в миру — Гребнева Анна Карповна)

Фото http://martirologvyatka.ortox.ru/gallery/view/id/433/page/2#gallerytop

На 1930 год – 68 лет.

Родилась в дер. Гребни Посадской волости Орловского уезда Вятской губернии. Училась в сельской школе. 18-ти лет поступила в Вятский Преображенский девичий монастырь в качестве послушницы, прожила там 13 лет, затем переехала в Свято-Стефановский женский монастырь в Пермской губернии. Документы рассказывают, что в 1896 году в память пятисотлетия блаженной кончины святого Стефана Великопермского в селе Пешнигорте Соликамского уезда Пермской губернии был основан Свято-Стефановский женский монастырь. Первыми насельницами были три послушницы, приехавшие из Вятского Преображенского девичьего монастыря, одной из них и была Анна Гребнева. В этом монастыре прожила 15 лет, пострижена в мантию. В 1908 г. назначена старшей в местечко Зеленый мыс (летняя дача монастыря).

Позже она вспоминала: «Первоначально местечко Зеленый мыс было непроходимо. В течение двух недель они прорубали просеку и расчищали дорогу, потом выстроили шалаш, в котором жили до осени. Осенью на монастырские деньги были куплены срубы, из которых построен первый дом для жилья, а потом был выстроен и второй дом. В обоих домах по летам жило до 20 человек монахинь, которые приходили из монастыря, к зиме большая часть их уходила обратно в монастырь, из имущества была первоначально одна корова, лошади монастырские. За весь период работы было обработано под пашню 10 десятин земли».

Все выращенное зерно вывозилось в село Пешнигорт, в монастырь. Туда же везли и заготовленные дрова для отопления.

Так Свято-Стефановский монастырь с лесной дачей в поселке Зеленый мыс жил до 1922 года, когда был закрыт по решению советских органов. Тогда 35 монахинь и послушниц перебрались на постоянное жительство в Зеленый мыс. Кроме личного имущества, они взяли с собой церковные ризы, служебные книги и другие вещи. Основным занятием по-прежнему оставалось сельское хозяйство: обработка земли, заготовка сена для домашнего скота, уход за ним, заготовка дров и т.д. К этому времени в хозяйстве было уже две коровы и три лошади. Зимой занимались рукоделием.

В 1922 году бывшая монастырская община была оформлена как трудовая сельхозартель. Председателем ее была избрана мать Агния. В 1923 году произошел пожар, сгорели надворные постройки. Из-за возникших трудностей часть молодых послушниц ушла, а оставшиеся отстроили все вновь и зажили по-старому.

В марте 1925 года в Зеленый мыс приехали с проверкой руководящие работники, которыми был составлен акт, где сказано: «При осмотре документов и вещей в доме, где живут женщины, оказалось, что все они живут или со старыми, выданными до революции документами, или совсем без них. А ряд обнаруженных записок о здравии и о упокоении и книги указывают, что время от времени совершаются в доме богослужебные обряды.

Управляется же хозяйство двумя бывшими старыми монахинями Гребневой и Фоминой, остальные же являются как рабочая сила... Обстановка комнат, расположение их, количество икон и подбор их, и размер, а также найденные парики — головные уборы и обнаруженные у Эмилии Никулиной монашеские платья указывают полностью на существование монастыря и монастырских условий и порядков в жизни».

В следующем 1926 году в Зеленый Мыс приезжала новая проверка, на этот раз уездного земельного отдела, которая записала: «...В настоящее время из 35 монашек осталось только 20, более молодые женщины ушли, чувствуя, видимо, неопределенность данного положения и не желая больше выносить режим монастыря, так как все они местные крестьяне из близ окрестных деревень, полуграмотные и неграмотные.

Внутренняя жизнь, производственные отношения их представляют собой первобытную трудовую коммуну во главе с матриархатом, связанную между собой религиозным учением... Разогнать эту братию для государства экономические невыгодно, так как из 20 — семеро не трудоспособны...»

После выхода постановления ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях» 1929 года в Зеленый мыс приехали солдаты и 5 февраля 1930 года всех проживавших там 19 женщин арестовали. Всем было предъявлено обвинение, что «под видом сельскохозяйственной коммуны они организовали нелегальный монастырь». Кроме этого, им было предъявлено обвинение в том, что в годы гражданской войны, когда в Глазовском уезде были колчаковские войска, монахини помогали белогвардейцам в снабжении их продовольствием и фуражом.

Осуждена 28 июля 1930 г. Особым совещанием при коллегии ОГПУ по ст. 58 пп 10, 11 на три года ссылки на Урал.

Реабилитирована Прокуратурой Кировской области 29 июня 1989 г.

Примечания

1 ГАСПИ КО. Ф. Р-6799. Оп. 7. Д. СУ-8997. Л. 10. ГАКО. Ф. Р-982. Оп. 2. Д. 6.

материал подготовлен

Еленой Николаевной Чудиновских

директор (КОГКУ "ГАСПИ КО") (г. Киров)


Назад к списку