Макария (Мухлынина), монахиня

 

Монахиня Макария Мухлынина (в миру Мухлынина Ольга Петровна)

 

Родилась в 1864 г. в Монастырской мельнице Слободского уезда Вятской губернии в крестьянской семье. Еще дома окончила начальную школу. Поступила в Слободской Христорождественский монастырь 18 января 1880 г. Определена в число сестер 21 июня 1899 г. Пострижена в монашество 21 февраля 1909 г. С 1907 г. проходила послушание в золотошвейной мастерской, вышивала шелками. «Весьма хороших качеств, очень способна».[1] ГАКО. Ф. 431. Оп. 1. Ед. хр. 51. Л. 93, 141 ; Ед. хр. 90. Л. 21.

После его ликвидации монастыря в 1920 году занималась рукоделием, тем и зарабатывала себе на жизнь. В 1920 году при ликвидации монастыря пыталась сохранить его имущество от разграбления, но была арестована, и 8 месяцев провела в тюрьме «за сокрытие имущества женского монастыря».

В 1923 году, по матариалам судебно-следственного дела, настоятельница монастыря игуменья Олимпиада умерла. Роль старшей взяла на себя «ее приближенная» монахиня Макария.

В г. Слободском руководящим и организующим центром викторианства, а, значит, и Истинно Православной Церкви была Никольская церковь во главе с настоятелем протоиереем Николаем Крекниным, дьяконом Мякишевым, священником Николаем Мышкиным.

Правой рукой настоятеля храма была мать Макария. В 1928 году она  собрала всех сестер и объявила, что все они «приписываются к Никольской церкви, так как в тех церквах, где поминают антихристов-большевиков, нет благодати...» Большинство ее поддержали, отказавшись признать Декларацию Митрополита Сергия 1927 года.

Позже следствие назовет имена наиболее активных «викториан» из прихода Никольской церкви. В состав группы вошли священники Крекнин Николай Николаевич, Мышкин Николай Геннадьевич, дьякон Мякишев Николай Корнилович, мастер кожзавода Вахрушевых Пестов Алексей Владимирович — бывший попечитель закрытой Демьянской церкви,  также пятеро бывших насельниц Христорождественского монастыря, а кроме них - сестра Евдокия (Бакулева Евдокия Ефимовна) из Николо-Надеевской пустыни Костромской губернии.

Они часто после всенощной оставались в храме, обсуждали вопросы сохранения Церкви.  Эти встречи в церкви были названы конспиративными собраниями «по борьбе с советской властью под видом защиты религии от гонений». 13 января 1931 года вся вышеназванная группа была арестована.

В ходе следствия вина Макарии определялась в том, что после смерти игуменьи Олимпиады, взяв бразды правления в свои руки, она принялась ходатайствовать об открытии монастыря. Рассылала сестер с подписными листами по деревням...  Уговаривала слобожан не посещать театр, который расположили в одной из церквей ликвидированного женского монастыря. Бывших насельниц монастыря, перешедших на службу в государственные организации осуждала, считала, что они продались большевикам...

После появления Декларации Митрополита Сергия мать Макария по окончании вечерних служб в церкви учила монастырских сестер «доказывать населению, что епископ Виктор большевиками безвинно арестован за то, что боролся за правду»... Часто, собирая сестер и верующих, говорила, что советской власти, разрушающей церкви, не надо поддаваться и призывала единомышленников  «лучше умереть за веру, чем подделываться к большевикам...» Говорила: «Пусть мы умрем, как прежние мученики за свои идеи, но не продадимся советской власти...» На следствии и в суде виновной себя не признала, но заявила:  «Принадлежу к викторовской ориентации по личным убеждениям». Этого для осуждения было вполне достаточно.

Постановлением Коллегии ОГПУ от 30 мая 1931 г. Мухлынина Ольга Петровна выслана в Казахстан сроком на 3 года.

Реабилитирована 20 июня 1989 года.

 

[1] ГАКО. Ф. 431. Оп. 1. Ед. хр. 51. Л. 93, 141 ; Ед. хр. 90. Л. 21.

[2] ГАСПИ КО. Ф.Р-6799. Оп. 7. Д. СУ-8727.

материал подготовлен

Еленой Николаевной Чудиновских

директор (КОГКУ "ГАСПИ КО") (г. Киров)


Назад к списку