Монахиня Мария (Томилова)
Родилась 14 января 1890 года в дер. Томилово Вятского уезда и губернии. Образование – 3 класса начальной школы. С 1909 г. жила в качестве послушницы в Вятском Преображенском девичьем монастыре. Ок. 1918 г. пострижена в мантию.
После ликвидации монастыря жила в хозяйстве отца, затем по просьбе епископа Виктора (Островидова) уехала в Глазов и работала у него в прислугах. Епископа Виктора она знала еще по монастырю, он часто приходил молиться в монастырский храм. После его ареста писала ему письма, он отвечал ей, рассказывая о жизни в лагере. Есть свидетельства, что мать Мария ездила к епископу Виктору в ссылку, передавала ему деньги и письма. Странствовала по своим знакомым верующим и монахиням. С начала 1930-х гг. жила в г. Вятке.
Арестованы 7 сентября 1938 г. вместе со священником Александром Ельчугиным «как бродячие церковники». О. Александр проводил церковные службы и исполнял требы на квартирах верующих, а мать Мария ему в этом помогала. При обыске у о. Александра были изъяты церковные облачения и предметы богослужебного характера. Обоих обвиняли в том, что они «являлись участниками антисоветской церковно-монархической организации «Вятская епархия Истинно-Православной викторовской церкви», находясь на нелегальном положении и в постоянном бродяжничестве, вели антисоветскую агитацию против мероприятий партии и советской власти». Следствие шло пять месяцев, но в итоге следователь пришел к выводу, что «в процессе следствия конкретных фактов антисоветской деятельности со стороны Ельчугина и Томиловой не установлено», и дело производством было прекращено, а арестованные из-под стражи освобождены 10 февраля 1939 г.
Через год после освобождения мать Мария получила паспорт, прописку в слободе Томиловы г. Вятки и устроилась на работу надомницей в артель «Утиль».
Вновь арестована 30 июля 1947 г. в числе девяти человек по поводу принадлежности к «антисоветской группе». В эту группу, кроме нее, были зачислены крестьяне Петр Георгиевич Шатов, Николай Архипович Корякин, Сергей Ефимович Кардаков, Татьяна Васильевна Злобина, Александра Кузьминична Вагина, Кокоулина Мария Васильевна, бывшие насельницы Покровского монастыря — сестры Ефросинья Тарасова и Анна Веснина. Антисоветская деятельность их сводилась к тому, что они собирались на квартире у крестьянки из дер. Вагины Котельничского района Татьяны Васильевны Злобиной и устраивали там богослужения. Обвиняемым припомнили их прошлую принадлежность к «церковно-монархической организации «Истинно православная церковь». В их лице были вновь найдены приверженцы учения епископа Виктора. Кроме того, П.Г. Шатов и С.Е. Кардаков, бывшие монастырские сестры оказались лично знакомы с опальным епископом. При обыске у П.Г. Шатова были изъяты «Протоколы сионских мудрецов» и «Видение Иоанна Кронштадтского». Припомнили знакомство с епископом Виктором и матери Марии. Следователь записал, что она призналась в том, что, кроме богослужений, собираясь вместе, они беседовали, выражая недовольство «политикой советского правительства в отношении колхозного строя..., говорили о том, что нужно вести агитацию и склонять верующих против действующих церквей сергиевской ориентации, разъяснять им, что эти церкви открыты безбожной советской властью, и они с ней соединились, священники в этих церквах продались власти антихриста, посещать эти церкви грешно...», верили в то, что «скоро будет перемена власти, ... православные церкви откроют, освободят из тюрем праведных епископов, на земле снова восторжествует вера православная».
В обвинительном заключении в отношении матери Марии записано: «В прошлом – послушница епископа Островидова. После ареста Островидова она продолжала встречаться с ним в местах заключения. Получала от него и передавала другим его письменные указания о проведении антисоветской деятельности... Проживая на нелегальном положении, Томилова проводила среди населения антисоветскую агитацию, распространяла слухи о свержении советской власти и восстановлении в стране царского строя, агитировала за выход из колхозов и отказ от государственных налогов и повинностей...» (по ст. 58. п. 10, ч. 2, 58, п. 11 УК РСФСР).
Осуждена 27-28 октября 1947 г. судебной коллегией по уголовным делам Кировского облсуда на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Монахиня Мария, как и все остальные, виновной себя признала. На суде сказала: «Все наставления епископа Виктора я исполняла полностью. Я и до сего времени остаюсь враждебно настроенной к советской власти, признавать ее и вступать в колхозы считаю грехом». В последнем слове просила смягчить меру наказания, т. к. на ее попечении находится приемная дочь – сирота. Содержалась в лагере в Мордовской АССР. В октябре 1948 г. переведена в особый лагерь № 3. 16 ноября 1954 г. освобождена из-под стражи и приехала в г. Киров. Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР 26 января 1956 г. применение ст. 58-11 к Томиловой Марии Николаевне признано необоснованным. Умерла в г. Кирове в 1957 году.
Полностью реабилитированы названные участники группы были только 17 июня 1992 года Генеральной прокуратурой РФ как подпадающие под действие ст. 3 ст. 5 закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года1.
материал подготовлен
Еленой Николаевной Чудиновских
директор (КОГКУ "ГАСПИ КО") (г. Киров)