Феврония (Юферева), игумения

Феврония (Юферева Фекла Семеновна)
Год рождения 1870
Место рождения Вятская губ., Котельничский у., Ключевская вол., д.Зотовцы
игумения
До 1913г. жила в деревне, занималась хозяйством, в 1914г. поступила в монастырь
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [1919-1923гг.] [1923-1924гг.] [с 1924г.]
Служение
Вятка, Покровский монастырь
монахиня
Должность настоятельница
Год начала 1914
Год окончания 1923
Рукоположение
игумения
1923
Служение
Вятка, Покровский монастырь
игумения
Должность настоятельница
Год начала 1914
Год окончания 1923
Как показывал на следствии один из свидетелей - уполномоченный ВЦУ Кряжевский
Алексей Васильевич: "Игумения Феврония являлась
до 1923г. настоятельницей Покровской женской общины (монастыря)... Монастырь
этот был основан ею, т.е. Феклой (впоследствии возведенной в сан игумении).
Фекла за свое физическое уродство и кликушеское пророчествование (предсказание
будущего) прослыла среди верующей массы Вятской и Вологодской губ. за "святую"...
Фекла завоевала себе авторитет прорицательницы. Духовенство окрестных сел
сознательно содействовало поднятию авторитета Феклы... [Епископ]
Виктор (Островидов) и Фекла одно целое... В 1923г. в связи с расколом в
Русской Церкви... Феклин монастырь превратился в цитадель сил, боровшихся
против движения "обновленцев"... В то время в Вятке "обновленчество"
встретило в лице Феклы-Февронии могучего врага... Но ликвидация Феклина монастыря
без столкновения с загипнотизированной простонародной массой казалась немыслемой.
Поэтому местная власть не решалась закрыть монастырь".
Далее Кряжемский, которому
было поручено разобраться с Покровским монастырем, описывает коварный план
закрытия монастыря, чтобы не было волнений. Он преднамеренно вызвал недовольство
нескольких молодых монахинь, спровоцировал драку в монастыре, что позволило
милиционерам опечатать монастырь и через несколько дней его ликвидировать
Аресты
Вятка
Год ареста 1924
Обвинение при аресте "сопротивление органам советской власти"
Игумения Феврония была арестована, но вскоре, после закрытия монастыря, из-за своей
инвалидности была освобождена
Служение
Вятка, Воскресенский собор
игумения
Должность трудилась при храме
Год начала 1924
Год окончания 1929
После закрытия монастыря м.Феврония поселилась в Вятке, где принимала непосредственное
участие в работе собора, отстаивая идеалы Православия
Места проживания
Вятка, ул.М.Гвардии, 6/2-2
Год окончания 1929
Аресты
Вятка
Год ареста 1929
День ареста 13
Месяц ареста 9
Был выписан ордер на арест, но арест не был произведен.
В рапорте работника ГПУ, пришедшего ее арестовать, было сказано: "Во время обыска
у Юферевой Феклы Семеновны оказалось, что последняя находится в весьма
болезненном состоянии, все время лежит на постели и без посторонней помощи
не может даже подняться, а поэтому она мною не арестована, а оставлена в квартире.
Все подлежащее изъятию мною изъято и занесено в протокол обыска".
Осенью 1929г. Вятское ОГПУ состряпало дело.
По делу было арестовано и осуждено 37 человек.
В виду болезненности игумения Феврония во время следствия под стражей не содержалась
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
03/02/1930
Обвинение "а/с деятельность, состоя членом нелегального церковно-приходского совета
помогала в деятельности церковно-монархической группировки"
Статья ст.58-11 УК РСФСР
Приговор 3 года ссылки через ПП ОГПУ в Севкрай, считая срок с 30.09.29г.
Групповое дело "Дело игумении Февронии (Юферевой Феклы Семеновны) и др. Вятка,1930г." "
Из обвинительного заключения:
"В Воскресенском соборе г.Вятки в 1929г.
начала усиленно проявляться антисоветская деятельность духовенства этого собора
в лице священников Глушкова и Попыванова и других, которое для усиления своей
деятельности группировало вокруг собора разный черносотенный элемент из
монашества, бывших торговцев и др. лиц...
Вышеупомянутая группа под видом церковной
деятельности и борьбы с другими церковными группировками вела
антисоветскую работу, превратив Воскресенский собор в законспирированную
монархическую организацию".
Далее в обвинительном заключении излагается краткая история
послереволюционной "к/р деятельности" клира и прихожан собора:
"Начало этой деятельности относится к 1923г., когда
в Воскресенский собор, поступил Попыванов. Прием последнего был обусловлен
необходимостью стать на защиту контрреволюционных идей Патриарха Тихона и
борьбы с обновленческим духовенством. Попыванов привлек на свою сторону
бывшую игумению Покровского монастыря Февронию (Юфереву) с группой монашества,
оставшегося при ней после ликвидации монастыря, слывшую среди
фанатично-верующего населения "за святую" и пользующуюся громадным
авторитетом в среде той же части населения. Имея на своей стороне
церковный архив, духовенство собора при помощи игумении Февронии повело среди
крестьянского населения агитацию "Об укреплении устоев православия".
После того как в Вятке были арестованы священник Перебаскин и миссионер Иванов,
Воскресенский собор в среде реакционного духовенства приобрел авторитет
"Истинного фундамента, т.н. старого православия", и в короткий срок на
тихоновскую платформу было привлечено большинство церквей г.Вятки, стоявших на
т.н. обновленческой платформе. Когда в 1926г. в Вятку вернулись
из ссылки архиепископ Павел Борисовский и епископ Виктор Островидов собор
превратился в руководящий центр реакционных тихоновских церковников Вятской
епархии. В 1926г. при соборе была создана т.н. "покаянная комиссия", задачей
которой являлась борьба с обновленческим духовенством, путем принуждения
обновленцев к раскаянию и отрицанию канонических постановлений обновленческого
собора 1923г. После вторичного ареста и ссылки епископов Павла и Виктора и др.
Попывалов пригласил на службу в собор священника Глушкова Михаила
Валентиновича, принял на службу бывших монахинь Покровского монастыря".
Основным обвинением для арестованных было их неприятие "Декларации"
митрополита Сергия, поддержка позиции епископа Виктора.
Кроме того, в обвинении было сказано:
"Монахини организовали группы сестричества - последователей епископа Виктора,
преимущественно из женщин, которые выполняли роль церковно-приходских советов,
которые захватывали в свои руки церкви, распространяя листовки епископа
Виктора [имеются в виду письма епископа Виктора из заключения], духовенство
собора организовало денежную помощь сосланному духовенству и епископу
Виктору [Островидову]... После объявления Окрисполкома о закрытии
Воскресенского собора указанная группировка организовала сопротивление
закрытию. После ареста духовенства собора прихожанка Воскресенского собора
Петрова А.Л. и др. среди верующих собирали подписи в защиту арестованных с
требованием немедленного освобождения заключенных".
Игуения Феврония была допрошена один раз, на допросе приписанную вину не
признала
Кончина
1930
День 16
Месяц 12
скончалась в заключении
Место Вятка
В ссылку отправлена не была из-за болезненного состояния, умерла в Вятке.
Справок о реабилитации в деле нет
Документы
Архив УФСБ РФ по Кировской обл. Д.СУ-8585.

http://213.171.53.29/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcmZsS8iYOmZsC8cTc9jseeUTcGZeu-yPrMl9XApB**

Также http://www.vk-smi.ru/archiv/2011/sentyabr/149/igumenya-fevroniya.htm


Назад к списку