Валериан (Рудич) (1889 - 1938), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии.
В миру Рудич Василий Несторович, родился 12 апреля 1889 года в с. Мизяковские Хутора Винницкого уезда Подольской губернии в семье фельдшера (по др. сведениям - в крестьянской семье). Рано лишился отца. Старший брат Каллиник служил священником в г. Брацлаве Подольской губ.
Окончил Тывровское духовное училище.
В 1910 году окончил с отличием Каменец-Подольскую духовную семинарию.
В 1916 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
С 1 марта 1917 г. являлся профессорским стипендиатом, впоследствии удостоен степени магистра богословия, до весны 1918 г. являлся доцентом МДА.
Зимой 1917 г. пострижен в монашество с именем Валериан, 1 марта того же года рукоположен во иеромонаха.
Участвовал в работе Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг.
С 15 августа 1918 г. служил в Рашкове Ольгопольского уезда Подольской губернии,
В мае того же года назначен настоятелем Троицкого монастыря в Каменце-Подольском, возведен в сан архимандрита.
В конце 1918 г., когда власть в городе неоднократно менялась, шесть раз арестовывался петлюровцами и красными, и подвергался кратковременному тюремному заключению.
Епископ Проскуровский
25 мая 1921 года хиротонисан во епископа Проскуровского, викария Подольской епархии.
Архиерею приходилось жить как в Проскурове (совр. Хмельницкий) (в здании по ул. Владимирской, где в 1921-1923 находилось епархиальное управление и архиерейский дом), так и в Каменце-Подольском. Особым попечением епископа пользовался женский Головчинский Преображенский монастырь неподалеку от Летичева, в котором он нередко совершал монашеские постриги.
Большое внимание епископ уделял окормлению молодежи, в проповедях не касался политики, старался в доступной форме раскрыть суть богослужения применительно к духовной жизни простого христианина. Регулярно посещал дома прихожан, интересовался жизнью духовенства и клириков, помогал обездоленным и сиротам. Активно боролся с украинскими автокефалистами, в связи с чем вместе с еп. Пименом (Пеговым) в 1920 г. подвергся аресту.
15 февраля 1922 г. автокефалисты при поддержке местных властей захватили церковь в с. Гавриловцы Каменецкого уезда и совершили в ней богослужение на украинском языке. Возмущенные прихожане обратились к еп. Валериану с просьбой о переосвящении храма, оскверненного раскольниками-«самосвятами». Архиерей приехал в село 26 февраля 1922 г., освятил церковь и сказал проповедь о каноническом устройстве церковной жизни на Украине. В тот же день владыка и сопровождавшее его духовенство были арестованы за антисоветскую пропаганду, освобождены 28 февраля 1922 г.
В конце 1922 г. после освобождения из тюрьмы Пимен (Пегов) стал идейным вдохновителем обновленчества на Подолии. Подольским епископом был назначен Амвросий (Полянский), вместе с еп. Валерианом призывавший Пимена к покаянию. Президиум обновленческого Всеукраинского высшего церковного управления (ВУВЦУ) 11 июня 1923 г. постановил осуществить «очищение всего состава своего духовенства от контрреволюционного и вредного для спокойствия общества элемента», в связи чем «уволить с прежних должностей с назначением им местопребывания вне пределов Украины» епископов Амвросия и Валериана. Зам. председателя ВУВЦУ В. Белоликов и Пимен (Пегов) направили в Подольский губисполком записку с требованием удаления вышеназванных архиереев с Украины как непримиримых врагов советской власти.
В конце июня еп. Валериан был арестован в Проскурове, обвинен в контрреволюционной деятельности, заключен в следственный изолятор. Воспользоваться заточением епископов в тюрьму представители ВУВЦУ не смогли. Намеченный на август 1923 г. обновленческий съезд благочинных Проскуровского и других уездов не состоялся из-за неприятия духовенством программы, выдвигавшейся Пименом (Пеговым). Патриарх Тихон (Беллавин) оставил такую запись на прошениях, информирующих его о состоянии дел в Проскуровском викариатстве: «5 сентября 1923. Проскуров, как и Летичев, по-прежнему остается в церковном отношении с преосвященным Валерианом. Утешительно, что духовная связь его с паствою не порывается и при вынужденном отделении его оттуда. Бог да укрепит и благословит союз взаимной любви их. Патриарх Тихон».
После многочисленных обращений паствы Подольской епархии в органы центральной власти УССР, РСФСР и СССР с требованием освободить епископов Амвросия и Валериана Верховный суд СССР признал приговор в отношении этих епископов неправомочным, и архиереи вышли на свободу, но не смогли вернуться на прежнее место служения, были высланы из Украины. Вскоре еп. Амвросий возглавил Орловскую епархию, еп. Валериан с 9 августа 1923 г. жил в московском Даниловом монастыре.
16 сентября 1923 года он был назначен епископом Ржевским, викарием Тверской епархии, к месту назначения выехать не смог.
Епископ Смоленский
С 16 октября 1923 года временно управлял Смоленской епархией.
4 марта 1924 года утвержден епископом Смоленским.
Активно боролся с обновленцами и по их доносам был арестован 16 апреля 1924 г. Обвинен в антисоветской деятельности, вскоре перевезен в Москву, заключен в Бутырскую тюрьму, 27 апреля был освобожден.
Новый арест и ссылка
9 декабря того же года был вновь арестован по подозрению в «антисоветской контрреволюционной деятельности», заключавшейся в составлении списков архиереев РПЦ (канонических и неканонических), подвергавшихся преследованиям со стороны советской власти, а также в распространении «ложных слухов» среди монахов Даниловского монастыря. Несмотря на то что выдвинутые обвинения не были доказаны, 19 июня 1925 г. был выслан на 3 года в Среднюю Азию, находился на поселении в г. Турткуль Каракалпакской автономной области.
Согласно сведениям ПЭ, 11 мая 1927 г. был назначен епископом Рославльским, викарием Смоленской епархии. Скорее всего эта информация ошибочна.
5 октября 1927 года участвовал в собрании 6 ссыльных епископов в г. Ходжейли, на котором было решено принять Декларацию 1927 г. митр. Сергия (Страгородского) и приветствовать легализацию органов церковного управления.
10 февраля 1928 г., после окончания срока ссылки, выехал в Москву.
Епископ Шадринский
С 11 мая 1928 г. - епископ Шадринский, викарий Пермской епархии.
В 1928 г. временно управлял Свердловской епархией.
Епископ Ржевский
С 13 мая 1930 г. - епископ Ржевский, викарий Тверской епархии.
С 11 ноября 1930 г. - епископ Бакинский, к месту назначения выехать не смог.
В 1931 г. назначен временно управляющим Свердловской епархией, к месту назначения выехать не смог.
Епископ Кирилловский
С 29 сентября 1931 г. - епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, жил в г. Тихвине Ленинградской области. Под его управлением находились храмы 17 районов.
С 1932 года управлял также Череповецким викариатством той же епархии.
В 1933 г. подвергся кратковременному аресту по подозрению «в участии в контрреволюционной организации».
Арест, лагерь, кончина
1 января 1934 года был арестован у себя на квартире в Тихвине с обвинением в «антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности», содержался в ленинградской тюрьме. Арестован по делу "евлогиевцев", обвинялся в том, что "возглавлял контрреволюционную монархическую организацию церковников", проходил по групповому делу "дело епископа Валериана (Рудича). Ленинград, 1934г."
К делу "евлогиевцев" были привлечены 175 человек. В их числе профессура СПбДА: Соколов Иван Иванович, Карабинов Иван Алексеевич. Кроме того епископ Сергий (Зенкевич), две его родные сестры, обе больные туберкулезом, монахини Анна и Ольга, их племянница и воспитанница Любовь Вознесенская. Раздел III резолютивной части тома называется "Структура ленинградской организации Евлогиевцев". В нем подраздел "Единый руководящий центр" (всего 5 человек) начинается именем епископа Валериана (Рудича).
Первый допрос владыки был сделан в Тихвинском районном отделении ОГПУ. Епископ сообщил, что в самом Тихвине он служил ежедневно. Из показаний епископа Валериана: "Кроме городских тихвинских священников никого из таковых не знаю... С заграницей никогда связей не имел и не имею. Кроме русского, владею французским языком, знал немецкий и частично английский язык".
Из показаний владыки выяснилось следующее: в своем кафедральном городе владыка не бывал, в Тихвин прибыл из Ленинграда в октябре 1933 г., ни один из 17 районов, относящихся к его епархии, не посещал, да и не смог бы посетить, т.к. арестован был уже через 2 месяца. Выезжал дважды в Ленинград: 2-3 октября ездил за личными вещами, 6 декабря служил в Александро-Невской лавре. При аресте у владыки было изъято: "иконка с цепочкой" (панагия), "крест с цепочкой и иконкой", четки, пояс веревочный, деревянный крест и молитвенник. Акт медицинского обследования сообщает о том, что арестованный перенес сыпной тиф.
Через несколько дней был переведен в Ленинград, был помещен в Ленинградский ДПЗ с зачислением за 3-им отделением Секретно-политического отделения Полномочного представительства ОГПУ (СПО ПП ОГПУ), возглавляемым Садовским, который и вел последующие допросы. Не остается сомнений в том, как добывались показания в этом отделении. Следующий протокол помечен 13 января 1934 г. Он составлялся более целенаправленно, с упором на "контрреволюционные" связи, организацию "ячеек", "повстанческое движение", подготовку иностранной интервенции, диверсионные акты и прочее. Трудно определить, что на самом деле говорил владыка, но протоколы он подписал и виновным себя признал.
3 марта 1934 года решением тройки при ПП ОГПУ по Ленинградскому военному округу приговорен к заключению сроком на 8 лет в Ухтинский лагерь (Ухтпечлаг НКВД СССР) в Коми-Пермяцком крае.
В конце 1937 года был вновь арестован в Ухтпечлаге по обвинению в «антисоветской агитации».
27 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Архангельской области приговорен к расстрелу.
Расстрелян 27 февраля 1938 года в Ухтпечлаге вместе с проходившим по тому же делу еп. Иннокентием (Клодецким) [1].
31 августа 1993 года был реабилитирован прокуратурой Московской области по 1925 году репрессий.
Литература
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.523, 846, 964.
Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.2. С.34.
Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. с. 92.
Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е.Губонин. Рукопись.
Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С.11.
Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 2002. С.32.
Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001. 336с. С.131.
ФПС I, № 119, с. 5.
ФПС II, с. 2.
ФПС IV, с. 2.
ФПС V, № 38.
ФАМ I, № 45, с. 4.
"Церк. Ведом." 1916, № 434, с. 388.
F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, S. 69, 102.
Regel'son 535, 553.
Использованные материалы
В. В. Марковчин, М. В. Шкаровский "Валериан (Рудич)". Православная энциклопедия, т. 6, с. 528
http://www.pravenc.ru/text/153967.html
БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
http://www.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/koi/nm/?HYZ9EJxGH...8E*
Биография на сайте "Русское Православие"
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_609
[1] Местом расстрела еп. Иннокентия называют лагпункт Новая Ухтарка (близ совр. г. Ухта)
http://drevo-info.ru/articles/17491.html
О вятской ссылке
В мае 1931 года в лагпункт Чибью поступила телеграмма из ГУЛАГа о реорганизации Ухтинской экспедиции в Ухта-Печорский исправительно-трудовой лагерь ( УХТПЕЧЛАГ ). Окончательно преобразование Ухтинской экспедиции в Ухтпечлаг было оформлено 6 июня 1931 года приказом ОГПУ № 296/173. Начальником лагеря был назначен Я.М.Мороз.
«Под начало к Якову Морозу гнали и гнали, этапы от вятской станции Мураши до Ухты (до Воркуты, до устья Печоры). Сотни и тысячи шли и умирали во имя «великого сталинского плана превращения тайги и тундры Крайнего Севера в цветущий промышленный край СССР». (А.Канева «Яков Мороз. Палач или жертва. В недрах Ухтпечлага»).