Иоанн (Смирнов), архиепископ Иркутский

В миру Федор Иванович Смирнов, родился 29 декабря 1857 г. в с. Полое Ардатовского уезда Симбирской епархии в семье бедного псаломщика. Когда Федору едва исполнилось шесть лет, его мать умерла, и отец привел в дом мачеху... С ранних лет отрок Федор мечтал стать иноком, он любил слушать и читать жития святых.

Первоначальное образование получил в Алатырском духовном училище.

В 1880 году окончил Симбирскую духовную семинарию (с отличием – первым студентом выпуска), а в 1884 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение на тему “Критический обзор воззрений, существующих в русской литературе, по вопросу о том, что такое римское католичество”.

С 12 сентября 1884 г. - преподаватель Харьковской духовной семинарии по кафедре Священного Писания.

20 декабря 1885 г. перемещен в Витебское духовное училище на должность учителя русского и славянского языка.

12 ноября 1886 г. назначен в Самарскую духовную семинарию преподавателем обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и сектанства.

21 октября 1889 г. назначен преподавателем Священного Писания в Вятской духовной семинарии.

22 августа 1901 г. назначен инспектором той же семинарии. Кроме преподавательских обязанностей исполнял еще и обязанности члена Вятского уездного отделения училищного совета и секретаря правления семинарии.

Познакомившись с воззрениями, которые господствовали в литературе и в жизни, он оставил свое желание стать иноком и думал о мирном благополучии в кругу семьи. Но ему понадобилось заняться изучением одного вопроса, касавшегося апостола и евангелиста Иоанна Богослова; для этой цели он несколько раз должен был прочитать его Апокалипсис. Чтение и изучение этой священной книги в связи с некоторыми другими обстоятельствами его жизни произвели в его настроении перемену и он почувствовал в себе непреодолимое желание оставить мирскую жизнь и сделаться иноком и, не закончив своего исследования, он заявил об этом епископу.

22 сентября 1901 года он был пострижен в монашество с именем Иоанн, в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

26 сентября того же был рукоположен в сан иеромонаха с возложением на него набедренника.

31 июля 1903 г. определен настоятелем Иркутского Князь-Владимирского монастыря и заведующим Иркутской церковно-учительской семинарией, а 15 августа возведен в сан архимандрита.

Архим. Иоанн (Смирнов), церковно-учительская семинария, 1907-1909 гг.

Иркутский Князь-Владимирский мужской монастырь с прибытием новоначального настоятеля архимандрита Иоанна Смирнова фактически только начинал свое существование: в юном монастыре еще не было иноков, а в церковно-учительской семинарии – штатных преподавателей. А кроме того обитель и семинария имели громаднейший долг. Больших трудов стоило новоначальному настоятелю постепенное благоустройство внутренней школьной и монастырской жизни.


Жизнь в монастыре и семинарии постепенно входила в свое русло. В семинарии появились штатные преподаватели, и дело обучения и воспитания улучшилось. О. Иоанн сам преподавал в семинарии Священное Писание. В монастырском храме стали совершаться ежедневные, торжественные богослужения при участии правильно организованного хора учащихся семинарии, привлекая все больше и больше молящихся.

Постепенно уплачивались долги семинарии. А по мере их уплаты улучшалось содержание воспитанников. Число стипендиатов все больше увеличивалось. Была улучшена библиотека семинарии; вновь открыты библиотеки в образцовой школе и монастыре; организованы рисовальные и столярные классы с большими удобствами и приспособлениями. При монастыре существовала богадельня, в которой всегда призревалось около десяти человек. Для учителей семинарии предоставлялись отдельные квартиры с готовым отоплением и освещением. Но так как помещений в семинарских зданиях не хватало, под квартиры учителей был отдан двухэтажный причтовый дом, где на местные деньги в помещениях для преподавателей была заведена приличная мебель.

Много времени и внимания уделял настоятель и канцелярской работе совета семинарии, самолично составляя многочисленные журналы заседаний и почти все исходящие бумаги. Он хотел привести церковно-учительскую семинарию в цветущее состояние. Мечтал об открытии миссионерского дополнительного класса и о преобразовании семинарии в церковно-учительский институт.

Когда зимой 1904 года началась война с Японией и в Иркутск стали привозить раненых воинов, Князь-Владимирский монастырь принял страждущих под свой кров. Многие монастырские здания были безвозмездно отданы Красному Кресту под госпиталь. До 100 человек раненых находились в монастырских помещениях в течение года. Сама же братия ютилась в это время в подвальном этаже храма, который был специально переоборудован под жильё. Здания церковно-учительской семинарии также безвозмездно были отданы Красному Кресту – в них с апреля до сентября 1905 года находился другой военный госпиталь. Сюда привозили больных воинов, страдавших глазными болезнями. И также бескорыстно монастырь служил своим страждущим братьям, ежедневно совершая для госпиталей все необходимые требы.

В бурный период беспорядков и забастовок 1905 года, которыми были охвачены все средние учебные заведения города, в церковно-учительской школе иркутского Рабочего предместья, заведующим которой был о. Иоанн, было спокойно.

Кроме должности настоятеля монастыря и заведующего церковно-учительской семинарией, архимандрит Иоанн исполнял еще обязанности цензора Епархиальных ведомостей (с 22 ноября 1904), члена Иркутского Комитета Православного Миссионерского общества (с 29 сентября 1905); члена Епархиального училищного совета (с 29 сентября 1907) и председателя Братства во имя Святителя Иннокентия (с 18 января 1907).

11 мая 1908 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Хиротония совершена в Иркутском Вознесенском Св. Иннокентия монастыре архиепископом Иркутским Тихоном, епископом Енисейским Евфимием и епископом Забайкальским Мефодием. Был назначен настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря, начальником Миссии и председателем Братства святителя Иннокентия.

За время своего викарного служения он сделал весьма большие обозрения епархии, при чем всегда сам писал интересные отчеты о своих поездках, помещая их в “Епархиальных Ведомостях”. Там же он опубликовал немало статей со своими проповедями, а также по истории монастырей, по разным вопросам местной церковной истории и епархиальной жизни.

20 декабря 1912 г. переведен на Забайкальскую и Нерчинскую кафедру.

21 января 1916 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую и Верхоленскую кафедру.

В июне 1917 года в Иркутске состоялся очередной епархиальный съезд, который явился фактически первым съездом объединения духовенства и мирян Иркутской епархии, на котором решался основной вопрос – вопрос об отделении Церкви от государства.

Тем же летом архиепископ Иоанн благочинным съездом духовенства и мирян был избран делегатом на Всероссийский Поместный Собор, на котором решался вопрос о восстановлении Патриаршества и об избрании Патриарха Тихона.

31 июля 1918 года публично отслужил в Иркутском кафедральном соборе панихиду по убиенному императору Николаю II. И затем не один раз служил он молебны, вознося слезные молитвы и прошения к Богу о погибающей России. Не один раз произносил с амвона бесстрашные пламенные проповеди, обличая безбожный режим осквернителей Православия.

12 декабря 1918 года тяжело заболел.

Скончался 16 декабря 1918 г. в г. Иркутске. Был погребен, согласно завещанию, в левом бывшем Иоанно-Предтеченском, приделе старого Богоявленского собора, где только отстраивалась церковь во имя святителя Софрония. Познее он был перезахоронен на территории Иркутский Знаменского монастыря, за алтарем Знаменского придела, справа от памятника Шелихову. Его могила была сокрыта под давлением властей, чтобы предотвратить почитание верующими. И ныне, по некоторым сведениям, могила остается сокрытой под безымянной могильной плитой.

Архиепископ Иоанн был прост и приветлив, вел строгую аскетическую монашескую жизнь, он считал, что “ничто так не облагораживает человека, как аскетизм”, любил молитву и особенно любил поминать усопших. За высокую духовность и образованность многие считали его прозорливым старцем. Он был кроток и смирен в обхождении с простым народом, который искренне любил своего “смиренного владыку Смирнова”. Объезжая епархию, он посетил такие отдаленные места, жители которых никогда не видели архиереев. Поэтому остяки называли его “земляным (земным) богом”…

Награды
орден Станислава 3-ей степени (14 мая 1896);
наперсный крест (24 апреля 1902, от Святейшего Синода).
орден св. Анны 2-й степени (6 мая 1906).


Труды
Речь при наречении его во епископа Киренского. “Приб. к “ЦВ” 1908, № 24, с. 1130-1132.
Речь, произнесенная при вручении жезла новохиротонисанному епископу Зосиме 10 августа 1914 г. “Приб. к “ЦВ” 1914, № 36, с. 1588.


Много статей напечатал в “Иркутских Епархиальных Ведомостях”, по аскетике, истории Иркутских монастырей, Сибирской миссии и т.п.

Литература
“Церк. Вед.” 1908, № 15-16, с. 71, 1913, № 1, с. 1, 1916, № 6, с. 33, 1918, № 19-20, с. 111.
“Приб. к “ЦВ” 1908, № 24, с. 1130-1132, 1910, № 31, с.1312.
“Русск. Паломн.” 1913, № 4, с. 60.
“Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.”, с. 158-159.
Regel’son 523.


Использованные материалы
Страница сайта Иркутской епархии
http://irkutsk.orthodoxy.ru/statiji/detail.php?ID=1767
Страница сайта "Русское Православие"
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5811

http://drevo-info.ru/articles/16760.html


Назад к списку