Питирим (Ладыгин / Лодыгин, в схиме Петр, в миру Потапий Федорович), епископ Уфимский.
Родился 1 декабря 1866 [Мануил: 1861] года в г. Глазове в семье Трофима и Феодоры Ладыгиных пятым ребенком. Окончил 4-х классную школу и военное училище. На военной службе был унтер-офицером.
После окончания военной службы отправился на старый Афон. Там, в Андреевскому скиту в 1896 г. был пострижен в рясофор с именем Пигасий, через три года – в мантию с именем Питирим.
Рукоположен во иеродиакона, иеромонаха и возведен в сан архимандрита греческим архиереем и был послан в 1910 (1911?) году на Андреевское подворье в Одессу настоятелем.
30 января 1913 г. в Царском Селе принят Императорской четой. Беседа шла об афонской смуте “имябожников”.
Во время Первой мировой войны открыл в Одессе лазарет для раненых. В 1915 г. награжден орденом Святой Анны 3-й, а затем 2-й степени. В 1917 году приглашен в Государственную Думу по вопросу двух молдавских монастырей, порученных ему в то время. Стал свидетелем Февральской революции в Петрограде.
Летом 1918 года получил поручение Патриарха Тихона вручить Вселенскому Патриарху уведомление об избрании в России Патриарха.
Чтобы выехать из Москвы понадобилось разрешение В.И. Ленина. Отец Питирим добился встречи с главой Советского государства. Ленин расспрашивал его о положении на Украине, напоил чаем и распорядился выдать необходимые документы.
Сумел добраться до Константинополя и вручить послание, посетил Андреевский скит.
Обратное послание Вселенского Патриарха о. Питирим доставил Патриарху Тихону.
Продолжал служить в Одессе.
В Великий Четверг 1923 г. всем монахам афонских подворий было приказано город.
Поскольку выезд на Афон был закрыт, пришлось ехать в Москву хлопотать о разрешении выезда. Выезд разрешили 180-ти монахам, в наличии оказалось только 30, но Одесское ГПУ запретило выезд. В 1923 г. выслан из Одессы и поселился на хуторе Еремеевка в 60-ти километрах от города. Власти запретили ему служение и он выехал в г. Глазов, куда к тому времени перебрались его родные.
[Мануил: В 1924 году после закрытия подворья в Одессе уехал в Уфу, где жил в лесах в выстроенной им келии близ хутора Петровска].
8 июня 1925 году хиротонисан в г. Турткуле, Средней Азии (по др. свед.: на станции Теджа(е)н, Таджикистан) епископом Андреем (Ухтомским) и епископом Львом (Черепановым) Нижнетагильским во епископа Уфимского и Нижегородского. По версии других источников во епископа Нижегородского и Уржумского.
Характерно, что митрополит Агафангел (Преображенский) хиротонию его никогда не признавал как правильною, так и неправильною. Когда во второй половине 1926 года к митрополиту прибыл Питирим и спросил его: можно ли ему (Питириму) служить с епископом Андреем, митрополит Агафангел ответил: “Советую Вам вообще воздержаться от служения, доколе окончательно не выяснится вопрос о Вашей хиротонии”.
[Осипова: В 1926 г. арестован и привлечен по делу Уфимского духовенства].
21 января 1928 года епископ Питирим принял схиму с именем Петр и удалился снова в Петровский хутор в леса (“в селе Воскресенском близ Черверто-Петровского мне сделали келью, в которой я молился и никуда не выезжал и не выходил”) и [Мануил: с 1928 года до 1937 года был на покое]. Служил дома, принимал людей, врачевал больных.
9 декабря 1928 г. арестован. Его переводили: в Архангельск, г. Аша Челябинской области, Екатеринбург, Бутырки, Ярославская тюрьма.
В 1933 г. особожден, ему выдали паспорт и он на два с половиной года вернулся в г. Глазов. Затем жил в Уфе.
в 1934-1937 годах неоднократно посещал паству в Санчурском, Кикнурском , Яранском и Уржумском районах Кировской области. В 1936 негласно прибыл в г. Киров, где совершил Божественную Литургию и требы (сведения протоиерея Алексия Сухих Вспомним поименно. Книга 5, стр 55)
В 1937 г. переехал в Калугу, оттуда – в Лысков, Белорецк.
Здесь вновь арестован и приговорен к высылке в Среднюю Азию.
[Мануил: В 1938 году ушел в затвор близ села Бараково, Оренбургской губернии, где жил до 1943 года.
В 1943 году выехал в Среднюю Азию и жил в горах до 1949 года.
Осипова: В декабре 1928 г. арестован по делу "филиала" ИПЦ. Приговорен к 3 годам концлагеря. В 1931-1933 гг. в заключении. Освобожден. В 1934-1937 гг. скрывался в г. Глазове. В 1937-1940 гг. на нелегальном положении в г. Калуге, 1940-1945 - в г. Белорецке. В 1945 г. арестован в г. Уфе. Приговорен к 5 годам ссылки в Среднюю Азию. В 1949-1951 гг. скрывался в Белоруссии и на Кубани].
Вместе с наставляемыми решил уйти в горы по направлению к китайской границе. Собрав кое-какое имущество, навьючили его на ишаков и ночью выехали. Восемь дней шли безлюдными тропами. В горах прожили семь лет по строгому афонскому уставу. Однако, беглецов выследили и вывезли на “большую” землю.
Престарелый владыка был заключен под домашний арест в г. Глазове. Здесь и скончался 6 / 19 февраля 1957 [Мануил: 1 октября 1950, есть и другие сведения: 1 октября 1951, 2 июня 1957 и 7 февраля 1957] года.
Похоронен на Глазовском кладбище. На железном кресте надпись: Здесь похоронен раб Божий Петр.
По рассказам игумена Мисаила, умер сидя в кресле с поднятыми руками и благословляющим перстом. Завещал хоронить его без гроба по Афонскому уставу.
Знал день своей смерти, знал, что его едет отпевать игумен Арсений, знал, что поезд опаздывает на четыре часа, и хотел сам отпеть себя. Как только приехал игумен, сразу скончался. Когда после моей смерти будете раздавать милостыню, просите, чтобы поминали плотника Петра, – просил владыка перед кончиной.
Епископ Питирим, в схиме Петр, был творцом Иисусовой молитвы, имел дар слез и прозорливости. Спал три часа в сутки, сидя в кресле, а ложился в постель только во время болезни. Живя в затворе, совершал полный афонский устав. В его правило входило 1350 поклонов поясных и 135 земных.
Был высокого роста, широкоплечий, несмотря на преклонный возраст, фигура была прямая. Волосы на голове и бороде были белые и длинные.
После принятия схимы никогда не служил в полном архиерейском облачении, а только надевал малый омофор.
Продиктовал автобиографию ухаживавшим за ним женщинам.
Также http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1048