Гаврииил (Огородников), архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский

Гаврииил (Огородников Дмитрий Иванович), архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский.
Родился 26 октября 1890 года в семье ремесленника в г. Солигаче Костромской области.
1908 г. - окончил коммерческое училище.
1914 г. - окончил военное училище.
В первую мировую войну был офицером (полковником?), получил ранение, затем участвовал в некоторых военных операциях, награжден Георгиевским Крестом.
1918 г. - эвакуирован в Китай, в г. Шанхай. Некоторое время работал в Китае на железной дороге.
В 1926 году поступил в Русскую Пекинскую духовную Миссию, где получил богословское образование.
1930 г. - пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона.
1933 г. - рукоположен в иеромонаха.
1935 г. - настоятель Михайло-Архангельской церкви в г. Дальнем (Дайрен).
1938 г. - настоятель Покровской церкви в г. Тяньдзыне и благочинный.
1938 г., октябрь - священник кафедрального собора в г. Шанхае и благочинный Шанхайских церквей.
1944 г. - наместник Русской духовной Миссии в Пекине в сане архимандрита.
29 августа 1948 г. - хиротонисан во епископа Хабаровского и Владивостокского.
Хиротонию совершали в Троице-Сергиевой Лавре: Святейший Патриарх Алексий, архиепископ Дмитровский Виталий и епископ Можайский Макарий.
С 11 августа 1949 г. - епископ Вологодский и Череповецкий.
С 28 января по 24 июля 1953 г. временно управлял Архангельской епархией.
В 1957 г. временно управлял Кировской епархией.
27 июля 1959 г. - епископ Астраханский и Енотаевкий.
25 февраля 1960 г. - архиепископ.
15 сентября 1960 г. - архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский.
11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке.
23 декабря 1966 года награжден орденом Владимира 2 степени (ЖМП 1967, 7, 26; StdO 1967, 10, 9).
Из-за неподходящего для него климата получил инфаркт во время службы литургии 8 февраля 1970 г.
Скончался 28 февраля 1971 года в Ташкенте (ЖМП 1971, 4, 22).
В течение своей духовной жизни был поклонником только Богородицы, он был глубоко верующим, свою веру носил в сердце, даже во время болезни опекал свою епархию.

Труды:
"День преставления преп. Сергия и Троице-Сергиевой Лавре".
"ЖМП" 1960, № 8, с. 6-7.
- " - 1960, № 11, с. 4-7.

Литература:
"Журнал Заседаний Св. Синода" № 16 от 23.7.1948.
- " - № 2 от 28.1.1953.
- " - № 10, от 24.7.1953.
"ЖМП" 1948, № 9, с. 40.
- " - 1949, № 9, с. 6.
- " - 1957, № 3, с. 7.
- " - 1959, № 11, с. 17.
- " - 1959, № 1, с. 14.
- " - 1959, № 2, с. 32.
- " - 1959, № 8, с. 6.
- " - 1969, № 3, с. 8, 10.
- " - 1960, № 8, с. 6, 7.
- " - 1960, № 10, с. 4.
- " - 1960, № 11, с. 4, 7.
- " - 1961, № 1, с. 42.
- " - 1961, № 8, с. 31.
- " - 1961, № 9, с. 6.
ЖМП 1967, 7, 26.
Еп. Иоанн (Снычев). "Состав Русск. Правос. Церков. Иерархии на 1966 г." , с. 25.
StdO 1967, 10, 9.
Прав. Русь 1976, 23. 13.
Тулупов В., прот. Благословляю вас на подвиг жизни!: Архиепископ Гавриил (Огородников): Страницы жизни. М.: Русский хронограф, 2004. 159 с. Тир. 10000.


Приложение:
Гавриил — архиепископ Астраханский и Енотаевский, в миру Дмитрий Иванович Огородников. Родился 26 октября 1890 года, в городе Солигаличе Костромской губернии, в семье промышленника. По окончании в 1908 году коммерческого училища поступил в военное училище. Первую мировую войну прошел офицером, был ранен. Имел несколько боевых наград, в том числе Георгиевский крест. В 1918 году эмигрировал за границу — в Китай. Здесь он жил и работал в г. Харбине, в Маньчжурии на Китайской Восточной железной дороге (КВЖД). Но его влекло к церковному служению, поэтому он оставил работу на КВЖД и поступил послушником в Русскую духовную миссию в Пекине, где получает и богословское образование. В 1931 году он принимает монашество с именем Гавриил. Постриг был совершен начальником духовной миссии в Китае, епископом Шанхайским Симеоном (Виноградовым). С этого времени для монаха Гавриила начался нелегкий и суровый путь инока-миссионера.
В то время православные епархии в Китае находились в подчинении Русской Православной Церкви за границей (Карловацкий Синод), которая не имела молитвенного общения с Русской Православной Церковью в России (Московская патриархия). Но после победы Красной Армии над Германией и Японией большая часть иерархов зарубежной церкви, находившихся в Китае, в октябре 1945 года воссоединилась с Матерью-Церковью. Вместе с ними воссоединилась и большая часть клириков этих епархий. Гавриил, в то время уже в сане архимандрита, в 1948 году был командирован делегатом от Русской духовной миссии в Китае в Москву, на торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. После торжеств, 29 августа, в Троице-Сергиевой лавре архимандрит Гавриил был хиротонисан в епископа Хабаровского и Владивостокского. Хиротония была совершена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I, архиепископом Дмитровским Виталием (Введенским) и епископом Можайским Макарием (Даевым). 11 августа 1949 года владыка Гавриил был перемещен на Вологодскую кафедру. За время пребывания на Вологодской кафедре ему так же поручалось временное управление Архангельской, Ижевской и Кировской епархиями. 15 июля 1959 года владыка Гавриил был назначен на Астраханскую кафедру. С 26 февраля 1960 года он уже в сане архиепископа.
Архиепископ Гавриил был необычайно светлым человеком. Все знавшие его люди отмечали такие его качества, как смирение, всепрощение, терпение, кротость и милосердие. Эта необычайная благостность, пламенная любовь к ближним позволяла сравнивать его с великими духовными столпами, такими как Святитель Николай Чудотворец и Преподобный Серафим Саровский. Его простота приводила в умиление.
На Астраханской кафедре владыка Гавриил пробыл менее года, но благодаря своим удивительным и духовным качествам, своему величию духа, успел запомниться астраханцам, которые полюбили его всею силою своей души.
Особое место в жизни архиепископа Гавриила занимало почитание им Божией Матери. К ней, Владычице, он всегда прибегал с усердной молитвой. Источник этого почитания таился в одном дивном событии, которое произошло с архиереем в молодости, и во многом определило его судьбу. Владыка сам рассказывал об этом астраханцам, церковным работникам Покровского собора. Во всякий праздник они собирались у него, не в архиерейском доме, как при других архиереях, а по-простому, в крестильне, находящейся в подвальчике Покровского собора, где владыка и вспоминал о своей жизни. Он рассказал, как во время первой мировой войны, когда он воевал на германском фронте, Пресвятая Богородица спасла его от верной смерти. Всю войну у него на груди висела медная иконочка Казанской Божией Матери. Однажды в икону попала пуля, которая метила ему в сердце, и с того времени владыка переменился, заимев в сердце желание посвятить свою жизнь Богу.
Владыка Гавриил очень сильно любил богослужение, так, что просто жил им. Для него утро и вечер были посвящены только богослужению. Если кто и хотел найти его, то шел в храм и не ошибался — владыка всегда был здесь. Он очень часто служил, проповедовал, беседовал на духовные темы. Астраханцы запомнили владыку Гавриила быстрым, прямо летящим по храму. Иподьяконы не успевали за ним, но владыка все успевал и делал скоро и ладно. По своей простоте он чаще всего обходился без иподьяконов, управляясь в алтаре один, лишь с помощью одной алтарницы-монахини Евдокии. Кроме собора владыка часто служил и в других городских храмах. А то еще было и так — приедет в какой-нибудь храм, тихонько встанет за колонну и так простоит всю службу молясь.
Архиепископ Гавриил был прозорливцем, астраханцы не раз замечали в нем этот замечательный дар. Рассказывали, что когда владыка приехал в Астрахань, то он сказал, что пробудет здесь только год, даже вещи его лежали нераспакованные в коридоре архиерейского дома. Тогда же рассказывали, что после Пасхальной службы владыка раздавал верующим яйца, которых вынесли на амвон целых две корзины. К удивлению всех, владыка стал давать каждому яичко того же цвета, каков был присущ святому покровителю этого человека.
Архиепископ Гавриил был большим молитвенником. Все, знавшие владыку, отмечали в нем великий дар неустанной молитвы. Его молитва очень часто помогала людям. Рассказывала монахиня Руфь (в миру Раиса Андреевна): «Перед самой Пасхой подошла она к владыке на исповедь и поскорбев, что работает в миру на трех работах, выходных ей не дают и в Воскресенье, и в Божьи праздники, вырваться ей в храм давно не получается. Тогда владыка благословляет ее и говорит: «Благословляю тебя на три дня выходных! На Пасху будешь отдыхать! На Пасху!» Раиса отошла от него радостная и в то же время недоуменная. Приходит она домой, и начинает у нее щека болеть и раздуваться. Когда она вышла на работу, то щека у нее еще больше раздулась, и глаз заплыл. Все к ней подходят и ахают: «Что с тобой? Что с тобой?» Раиса же работает и молчит. Ей говорят, что надо к врачу обратиться. Она же продолжает работать, а про себя молится. Дошло наконец до начальства и ей дали три дня — отгулы. Раиса, счастливая, полетела в храм. Побыла на чине умовения ног, потом домой — быстро покушала и снова в храм — на чтение двенадцати Евангелий, а там и вынос плащаницы. И так до самой Пасхи. Со щеки опухоль спала, сразу, как будто ее и не было. Действительно, по молитвам Владыки Гавриила и получилось у Раисы три дня выходных — на самую Пасху».
Однажды к владыке Гавриилу подошла одна женщина с больным ребенком, и владыка, помолившись, возложил на него руку и исцелил его. Архиерей строго-настрого запретил женщине рассказывать об этом, но она не выдержала и рассказала. Слух об этом стал расходиться все шире и шире, пока не дошел до властей. Сразу же после этого поступило немедленное распоряжение — архиепископу Гавриилу покинуть пределы Астраханской области.
В архиве новейшей истории Астраханской области сохранился один документ, в котором также повествуется о причинах удаления архиепископа Гавриила с Астраханской кафедры. В докладной записке местного Уполномоченного по делам религиозных культов Н. Гульгазова, составленной в 1961 году на имя секретаря Астраханского обкома КПСС И. П. Ганенко, говорилось: «Одним из наиболее распространенных нарушений духовного законодательства, в условиях Астраханской действительности, это благотворительная деятельность. На эти цели ежегодно предназначалась определенная сумма денег и помощь оказывалась, как работающим в церквях, так и местным жителям — прихожанам. Кроме того, помощь оказывалась и тем, кто в Астрахани находился проездом. Помимо этого из церковных средств выдавались возвратные ссуды, преимущественно работникам церквей, в том числе и духовенству, размеры которой достигали иногда 10 000 рублей. Несмотря на то, что в 1960 году бывший Управляющий Астраханской епархией (архиепископ Гавриил) был предупрежден о продолжающихся нарушениях и по некоторым этим фактам он был вынужден наложить административное взыскание на духовенство. Тем не менее он сам, как это установлено из годовых финансовых отчетов, производил подобные выдачи, а иногда и санкционировал отдельным городским церквам. О поведении бывшего Управляющего епархией доведено до сведения Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР».
Несомненно, при начавших набирать обороты хрущевских гонениях на Церковь архиепископ Гавриил одним из первых попал под их маховик. Имеются сведения, что из Вологодской епархии в Астраханскую он был отправлен как «неугодный» — в ссылку. Здесь, в Астрахани, он снова не угодил, и был отправлен в новую ссылку, еще более дальнюю. 15 сентября 1960 года архиепископ Гавриил был назначен на Ташкентскую кафедру.
Все верующие астраханцы плакали при расставании с архиепископом Гавриилом. Никто не хотел, чтобы он уезжал. Владыка пытался их утешить при расставании, говоря: «Такова воля Божья, что я побыл у вас лишь один годик». Уезжая из Астрахани, владыка взял с собой келейницей и монахиню Евдокию, прислуживавшую ему в алтаре Покровского собора. Потом в Ташкенте он часто говорил ей: «Ах, матушка, как хочется в Астрахань. Был бы у нас ослик, сели бы на него и поехали. Хоть и не скоро добрались, но все же, когда-нибудь...» Память об Астрахани, об астраханской пастве, так горячо полюбившейся ему, не угасала в сердце владыки Гавриила до самой его смерти.
Скончался архиепископ Гавриил 28 февраля 1971 года, в день празднования иконы Божьей Матери «Утоли мои печали». Погребен он был в Ташкенте, около часовни в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радости», рядом с могилами известнейших церковных иерархов и поборников Православия в годы обновленческой смуты — митрополитов Арсения (Стадницкого) и митрополита Никандра (Феноменова).
(http://www.astrakhan-ortodox.astranet.ru/vladyki/gavriil.htm)

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_422


Назад к списку