Через Вятский край в Коми шли и спецпоселенцы, и заключенные, поскольку там проходила ближайшая железная дорога. В 1929 г. был создан специальный лагерь (первый ИТЛ в СССР) – СЕВЛОН (Северные лагеря особого назначения ОГПУ), который должен был по-строить железную дорогу от Усть-Сысольска (Сыктывкара) до ст.Пинюг на Кировской же-лезной дороге. В Пинюге было отделение этого лагеря (наверное, это вообще первый лагерь в Вятском крае). По всей длине трассы прорубили просеку, отсыпали насыпь, кое-где даже шпалы о рельсы положили. Но в 1931 г. работы по приказу Сталина свернули, а заключен-ных перебросили на строительство Беломоро-Балтийского канала.
После этого перевалочными станциями Кировской железной дороги стали Мураши и Луза. Там высаживали этапы заключенных и спецпоселенцев (раскулаченных) и по тракту Мура-ши-Сыктывкар пешком гнали до Сыктывкара, оттуда до Усть-Выми (тракт Сыктывкар-Усть-Вымь), где в д.Вогваздино был большой пересыльный пункт Ухтпечлага (этот лагерь был образован из Ухтинской экспедиции ОГПУ в 1931). Из Усть-Выми до Ухты заключенных гнали по гравийному тракту. Все время в пути занимало около месяца. Спецпоселенцев рас-селяли либо в южных районах, т.е. до Сыктывкара они не доходили, либо из Сыктывкара на баржах по Вычегде везли в привычегодские районы (Корткеросский, Усть-Куломский). Этим же путем, кстати, в 1920-1930-е гг. вывозили в Усть-Куломский район ссыльные священни-ков.
Второй путь шел через Котлас, где заканчивалась Северная железная дорога. В Котласе была большая пересылка, откуда этапы спецпоселенцев по Вычегде на баржах везли на восток. С 1937 г., началось строительство железной дороги от Котласа до Ухты, южный путь (из Вят-ского края) этапирования постепенно уходит в прошлое. В 1940 через Мураши еще завозили депортированных поляков, которых в основном расселяли в южных Прилузском, Сысоль-ском и Койгородской районах. Но заключенных доставляли в Ухту уже по железной дороге через Котлас.
Михаил Рогачев
Коми