Евдоким (Мещерский Василий), архиепископ б. Нижегородский.
Родился 1 апреля 1869 г. в семье псаломщика Владимирской епархии.
В 1894 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, пострижен в монашество ректором академии архимандритом Антонием (Храповицким).
21 июля - рукоположен во иеромонаха и 1 августа назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии по Истории и обличению раскола и по обличительному богословию.
С 1896 году - инспектор Новгородской духовной семинарии.
В 1898 году получил степень магистра богословия за свой труд “Св. Ап. и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования”.
В этом же году определен инспектором Московской духовной академии в сане архимандрита и сверхштатным экстраординарным профессором.
В 1902 году утвержден штатным экстраординарным профессором той же академии.
С 1903 года - ректор Московской духовной академии.
4 января 1904 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, четвертого викария Московской епархии.
В 1905 году, будучи ректором Московской духовной академии, посетил Афон.
С 1907 года издавал ежемесячный журнал “Христианин”.
С 1 августа 1909 г. - епископ Каширский, викарий Тульской епархии.
29 июля 1914 г. возведен в сан архиепископа и назначен на кафедру Алеутскую и Сев. Американскую.
В 1917-1918 гг. - участник Всерос. Поместн. Церковного Собора.
С 1919 года - архиепископ Нижегородский.
С 16 июля 1922 г. уклонился в обновленчество, подписав воззвание трех: митрополит Сергий (Страгородский), Владимирский и Суздальский, Серафим (Мещеряков), архиепископ Костромской и Галичский и сам архиепископ Евдоким о том, что они целиком разделяют мероприятия В.Ц.У. и считают его единственной канонической законности верховной церковной властью. Явился одним из основоположников обновленческого раскола.
В этом же году возведен в сан митрополита.
С 2 ноября 1922 г. - митрополит Одесский.
13 апреля 1923 г. назначен председателем Высш. Церк. Совета вместо митрополита Антонина.
1923-1924 гг. - проф. Московской Богословской обновленческой академии, где читал лекции по теории проповеди и проводил занятия по греческому языку.
Был на 2-м Всерос. (обн.) Поместном Соборе в мае 1923 г., но протокола заседания о лишении сана и монашества Патриарха Тихона не подписал.
С августа 1923 г. - председатель Св. Синода (обн.), установил канонические связи с Востоком.
Подписался под обращением к архиепископу Кентерберрийскому Примасу Англии.
С сентября 1924 г. на покое, жил в Гаграх.
С 1925 года - постоянный член Прав. Св. Синода.
С 1934 года уволен на покой с оставлением его членом Св. Синода.
Скончался 10 мая или 22 октября 1935 г., не соединившись с Православной Церковью. Похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы.
Духовный писатель.
Труды:
Речь перед защитой магистерской диссертации. “Богосл. Вестн.” 1898, июль.
“Св. Ап. и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования”. (Магистерская диссертация). Сергиев Посад, 1898, 1912.
“Рецензии на этот труд”. (См. Богосл. Вестн. 1898, март, апрель).
“Соловки”. Страничка из дневника Паломника. Москва, 1899.
“Новооткрытый рукописный Стоглав”. Сергиев Посад, 1899.
“О христианском браке”. Сергиев Посад, 1901.
“Два дня в Кронштадте”. Издание 2-е. Сергиев Посад, 1902.
“Иноки на службе ближним”. “Богосл. Вестн.” 1902, ноябрь, с. 305, декабрь, с. 576.
Игумен Даниил”. Москва, 1902.
“Пастырь-учитель”. Троицкая Лавра, 1903.
“Памяти Д.Ф. Голубинского”. “Богосл. Вестн.” 1904, январь, с. 162.
“Кончина и погребение проф. Д.Ф. Голубинского”. “Богосл. Вестн.” 1904, январь, с. 188.
“Любопытная проповедническая новинка”. “Богосл. Вестн.” 1906, апрель, с. 803.
Речь при наречении его во епископа Волоколамского 2 января 1904 года. “Богосл. Вестн.” 1904, март, с. 414.
Речь пред молебном при начале учебных занятий в Моск. Дух. Ак. в 1904/1905 уч. году. “Богосл. Вестн.” 1904, декабрь, с. 593.
Статьи по Гомилетике. Обзор журналов. “Богосл. Вестн.” 1903, октябрь, с. 331, ноябрь, с. 524.
“На заре новой церковной жизни”. (Думы и чувства). Троицкая Лавра, 1905, см. также “Богосл. Вестн.” 1905, май, июнь, июль, август.
“Царь и Патриарх” (к характеристике их взаимоотношений). “Сергиев Посад” 1906, см. также “Богосл. Вестн.” 1906, апрель, с. 729.
Отзыв об этом труде профессора М. Красножен. “Приб. к “ЦВ” 1906, № 49, с. 3102.
“У могилы митрополита Филарета”. Сергиев Посад, 1909.
“На ниве Божией”, т. I, Сергиев Посад, 1909.
Дневник о. прот. Родиона Путятина. Сергиев Посад, 1910, 1914.
“Свобода печати”. Сергиев Посад, 1912.
По церковно-общественным вопросам. Том I. Забытый братский устав. Сергиев Посад, 1914.
“Из истории слова”. Сергиев Посад, 1914.
Религиозная жизнь в Америке. Сергиев Посад, 1915. 30 с.
“Святые минуты”. Сергиев Посад.
“Божественный скиталец”.
“У мощей преп. Серафима “Саровского”. “Богосл. Вестн.” 1903, июль-август, с. 513.
“Грамота Св. Синода к Вселенскому Патриарху Григорию УП”.
“Письмо в Нижегородский Губисполком по прибытии из Америки об отделении Церкви от государства”.
Кроме того издавал с 1907 года ежемесячный журнал церковно-общественной жизни, науки и литературы “Христианин”, где помещал очень много статей и заметок.
Речь при вручении жезла Преосв. Филиппу, епископу Аляскинскому. “Приб. к “ЦВ” 1916, № 43, с. 1033.
Nasi zadaci, in: Christianin 1(1924)1, 185.
Otkliki na smert’ V.I. Lenina, ebda. 6.
Sobornyj razum ili edinovlastie, ebda. 2(1924)2/3, 1-5.
Литература:
“Церк. Вед.” 1903, № 51-52, с. 399, 1909, № 32, с. 309, 1914, № 32, с. 377, 1918, № 19-20, с. 114.
“Приб. к “ЦВ” 1903, № 51-52, с. 2044-2045, 1904, № 10, с. 344-359, 1906, № 49, с. 3102, 1912, № 17, с. 725, 1918, № 6, с. 232, № 13-14, с. 478.
“Церк. Вестн.” 1904, № , стб. 172-173, № 42, с. 1321.
“Церк. Обнов.” 1923, № 11. с. 3, № 14, с. 4, 1924, № 6, с. 1, № 7-8, с. 1, № 13-14, с. 60, № 15-16, с. 68, 1925, № 2, с. 14, № 5, 6, 7, с. 55, 1926, № 12-13, с. 14.
“Изв. Каз. Еп.” 1907, № 3, с. 77-83, 1914, № 46, с. 1464.
“Красный Архив” 1930, т. 40, с. 72.
“Душ. Собес.” 1911, с. 376, Афонская летопись.
“Прав. Собес. 1908, ноябрь, с. 593.
“Русск. Паломн.” 1915, № 21, с. 336.
“Мисс. Календ.” 1907, с. 132.
”Вестн. Св. Син. Пр. Р. Ц.” 1927, № 3 (16), с. 21.
“Сибирск. Церк.” 1922, октябрь, № 2, с. 1, 13.
“ЖМП” 1955, № 3, с. 71, 1959, № 11, с. 14.
Булгаков, с. 1406, 1415.
БЭС т. I, стб. 817.
БЭЛ т. V, стб. 192-193.
НЭС т. XVII, стб. 171 и доп. I, с. 720.
ФПС I, № 12, с. 1 и ФПС I, № 68, III, с. 3.
ФАМ № 1, с. 46, II, № 16, с. 2.
ФАОС дело № 84.
Кат-АМ (обновл.), № 131.
Кат-ЯВ, № 111, с. 54-55.
Кат-ЕС № 1, с. 11, п/№ 60.
“Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год”, с. 318-319.
Prav. Rus’ 1955, 18, 9.
Ki0 5(1962)24.
Regel’son 303, 312, 330, 347, 355.
A. Levitin - V. Sarov, Ocerki po istorii I, 168f., 170-174, 178, 214.
M.Pol’skij, Novye muceniki I, 149.
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, 204, 205, 216, 223, 275, 304, 307, 319; II, 36-38, 79, 80, 285.
Orthodox America 1794-1976 (Syosset N.Y. 1975), S. 129.
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_329