Память 3 января и 15 сентября (прославление)
Никита (Прибытков) (1859 - 1938), епископ Белевский, священномученик.
Память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В миру Прибытков Николай Григорьевич, родился на Алтае в селе Елбанки Бийского района (уезда) 6 декабря 1859 года.
Окончил Барнаульское духовное училище [1], служил псаломщиком в Томской губернии.
В 1884 рукоположен в сан диакона, а в 1888 - в иерея. Служит в с. Мартыново, (Томская губ., Ельцовский р.), с. Жуланиха (Томская губ., Заринский р.), г. Кузнецке, г. Бийске. Много проповедовал, истово и благоговейно совершал богослужения, пользовался уважением и любовью прихожан.
Принимал активное участие в общественной деятельности. С 1896 г. он состоял сотрудником Попечительства о бедных духовного звания. За участие в Первой Всероссийской переписи населения в 1897 был награжден медалью. В 1899 - 1918 гг. был действительным членом Алтайского православного миссионерского общества.
С 1910 служит священником в Бийском Тихвинском женском монастыре.
В 1912 - овдовел.
В 1914 [2] принял постриг с именем Никита. Продолжает служить в Бийском Тихвинском женском монастыре. К 1920 году стал игуменом. Был возведен в сан архимандрита в 1921-1922 архиепископом Бийским Иннокентием (Соколовым).
23 января 1924 был хиротонисан во епископа Кузнецкого патриархом Тихоном.
В том же 1924 переведен на Рубцовскую кафедру.
Во время обновленческого раскола епископ Никита возглавил "тихоновские" приходы Фактически он управлял тихоновскими приходами Бийской епархии с 1924, но лишь к 1927 епископу Никите удалось добиться регистрации епархиального управления.
С 1927 - епископ Бийский, викарий Алтайской епархии.
В 1927 был арестован.
Епископу приходилось исполнять свой архипастырский долг в тяжелых условиях. Владыка Никита не раз испытывал на себе откровенно неуважительное отношение к себе властей.
Из заявления Владыки Никиты Бийскому окружному прокурору:
"Полученный мною 22 сего ноября повесткою я вызываюсь на 25 сего ноября в с.Коробейниково в качестве свидетеля в нарсуд 5-го участка. Не имея возможности вследствие распутицы прибыть за 150 верст к названному сроку, при моем возрасте 74 года, чувствуя общее недомогание тела и опрасаясь вследствие этого возможности заболеть в пути, прошу Вашего распоряжения снять допрос с меня по нужному для нарсуда 5-го участка делу в Бийске, месте моего жительства".
Органы ОГПУ следили за каждым его шагом, каждым словом. 23 января 1931 он пригласил на день рождения несколько бийских священников с женами. На следующий же день всем участникам скромного застолья, в том числе имениннику, чекисты устроили допрос: не носило ли "сборище" антисоветского характера, не велось ли там антисоветской агитации? Их с трудом удалось убедить, что о политике речи не было. Чекисты усмотрели контрреволюцию и в том, что в храмах ежегодно, в первое воскресенье Петровского поста, праздновалась память всех святых, в земле Российской просиявших, поскольку в их числе есть князья и цари... При обыске у Владыки Никиты нашли меморандум местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Нижегородского Сергия и ответ на него представителя Правительства Смидовича. В меморандуме митрополит Сергий изложил Правительству ряд просьб и предложений по поддержанию хотя бы мало-мальски сносных условий церковной жизни "тихоновцев":
не приравнивать духовенство к нетрудовому элементу;
не закрывать детям духовенства доступ в школы и вузы;
членов церковных советов не приравнивать к кулакам;
при решении вопроса о закрытии храма принимать во внимание голос прихожан;
разрешить открытие богословских курсов (обновленцы имели Духовные Академии);
разрешить издание журнала при Патриархии;
в новой Конституции не ухудшать положения верующих в СССР
Ответ Смидовича был туманным, но все же давал какие-то надежды. В "органах" объявили оба документа "контрреволюционными" на том основании, что они "не имеют официального характера и предназначены для возбуждения недовольства Советской властью у священнослужителей и верующих".
8 февраля 1931 [3] был арестован и этапирован в барнаульскую тюрьму.
После ареста Владыки эти найденные у него документы послужили одним из главных пунктов его обвинения. При обыске у Владыки Никиты нашли список из 71 фамилии, лишь у некоторых были указаны имя и отчество. Список не имел названия. Владыка, похоже, заполнял его постепеннно, день за днем. Чекисты разобрались, что это список лиц, взятых "по линии ОГПУ" и включили его в "дело", как еще одно доказательство недовольства епископа Советской властью [4].
Одновременно с арестом епископа Никиты чекисты произвели аресты "активных церковников" в количестве 25 человек из окрестных сел. Кроме того в Бийске были арестованы священники И.А.Веселовский, Т.А.Смородинов и секретарь владыки Никиты И.К.Соколов, сын архиепископа Иннокентия. Арестованные вряд ли знали о существовании друг друга, но по ходу "следствия" их искусственно объединили в "контрреволюционную организацию церковников", а во главе ее поставили Преосвященного Никиту.
Владыку допрашивали 8 раз. После изнурительных допросов он "признался" в том, что он руководил вымышленной чекистами к/р организацией церковников. Вот строка из его признания: "хотя я и невиновен, но руководство контрреволюционной организацией я принимаю на себя". 4 мая 1931 во время еще одного из допросов Владыка Никита сказал: "признание свое я мотивирую тем, чтобы скорее закончилось следствие".
13 июня 1931 осужден как "руководитель к/р организации церковников" по статье 58 п. 10, 11 УК РСФСР, приговорен к 5 годам ссылки в Востсибкрай. Из осужденных по этому групповому делу 29 человек один человек был приговорен к расстрелу, остальные к различным срокам заключения.
Ссылку отбывал в Туруханском крае.
В апреле 1933 по ходатайству ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю епископ Никита был со спецконвоем доставлен в Новосибирск, где на него было заведено новое следственное дело.
13 июня 1933 тройкой при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю был осужден как "инициатор и руководитель Алтайского филиала к/р повстанческой организации церковников", и приговорен к 5 годам ИТЛ с заменой ссылкой на тот же срок в Нарымский край ввиду преклонного возраста. Из 46 священнослужителей, проходивших с ним по делу, 24 были расстреляны, остальные были приговорены к различным срокам лагерей и ссылок.
Епископ Никита свою "вину" признал. Измученного ссылкой, потрясенного новым неожиданным арестом престарелого епископа следователь принудил подписать заранее составленные протоколы допроса. По мнению Василия Гришаева [5], епископ, убедившись в бессмысленности сопротивления, положился на волю Божию, утешая себя словами Нагорной проповеди: "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное". Именно этот стих слышал от него еще при первом аресте, в 1931, сидевший с ним в одной камере бийский священник Александр Шарков.
Епископ Никита и вторую ссылку отбыл не до конца, а может быть, и не начинал ее. Комиссия по разгрузке мест заключения освободила его по причине глубокой старости, хотя этому и пытались противодействовать органы ОГПУ.
7 ноября 1934 назначен епископом Малмыжским, викарием Вятской епархии.
С 22 мая 1935 назначается епископом Белевским, викарием Тульской епархии.
Еще в 1922 году при бывшем Спасо-Преображенском монастыре г. Белева была создана православная церковная община. В ней состояли и монашествующие, и священнослужители, и миряне. Епископ Игнатий (Садковский) и его брат иеромонах Георгий (Садковский) были организаторами и духовными наставниками общины. Их полные лишений, гонений и монашеского самоотречения жизни долгие годы являлись примером для всех православных г. Белева и прилегающих окрестностей.
Несмотря на неоднократные аресты организаторов и наставников, община все эти годы продолжала существовать, объединяя сотни людей. Община претерпела ряд изменений. Вначале она существовала при Спасо-Преображенской церкви бывшего мужского монастыря, затем при Стефановский (Богородице-рождественской) церкви, а в середине 30-х годов. Когда епископ Никита прибыл в Белев - при Казацкой (Никольской на Казацкой слободе) церкви. Все эти годы прихожане были объединены одной целью: жизнью в Боге и по заповедям Божиим. Все эти годы община, затем подпольные монастыри подвергались гонениям. 77-летний старец епископ Никита, несмотря на преклонные годы, сумел стать достойным продолжателем начатого епископом Игнатием дела. На вопрос следователя, младшего лейтенанта Дадочкина при последнем аресте "Службы при Казацкой церкви проводились ежедневно?" - епископ Никита ответил: "Да, подтверждаю: службы в Казацкой церкви были ежедневными утром и вечером, так же как ранее в закрытых монастырях".
18 ноября 1937 года арестовали 51 человека из духовенства и монашествующих по обвинению в контрреволюционной деятельности и создании подпольных монастырей. В этот раз епископ Никита не был арестован только в связи с тяжелой болезнью. Все арестованные были приговорены 2 декабря 1937 года к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 10 декабря в Тесницком лесу под Тулой. Из 51 расстрелянных 39 были женщины - монахини и послушницы. Среди расстрелянных был настоятель мужского подпольного монастыря иеромонах Софроний (Сорокин).
Епископ Никита Прибытков был арестован 16 декабря 1937 года. Вместе с ним были арестованы еще 19 человек. Их разыскивали, так как они пытались скрыться в деревнях, пытались обосноваться в г. Скопине у епископа Игнатия (после отбытия заключения он некоторое время был епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии).
Епископу Никите было предъявлено обвинение в том, что он,
"являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при Казацкой церкви Тихоновской ориентации, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего строя".
Из 20 арестованных только один человек был светским - это врач терапевт Субботин, который обвинялся в финансировании этой группы. Все они были люди далеко не молодые. Епископу Никите в то время было 78 лет!
В деле содержатся протоколы допросов "свидетелей" - нескольких крестьян, которые показали, что их действительно агитировали и что все арестованные занимались контрреволюционной деятельностью. Из двадцати человек пятеро не выдержали допросов и подписали протоколы, подтверждающие их контрреволюционную деятельность.
Из материалов расследования 1957 года, проведенного по заявлению сына доктора Субботина, стало известно, какими методами были добыты показания. 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем им не давали, не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой.
Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 года. Арестованные были переведены в Тулу. 30 декабря 1937 года "тройка" вынесла приговор: расстрел.
3 января [6] 1938 года их расстреляли и похоронили в Тесницком лесу на 162-м километре шоссе Москва-Симферополь.
8 июля 1957 года был реабилитирован по обвинению 1937 года, а 10 октября 1989 года прокуратура Алтайского края реабилитировала его по обвинению 1931 года.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г.
Литература
Цыпин В. прот., История Русской Церкви в 9 книгах. М., 1997, кн. 9, с. 752.
УФСБ по Тульской обл., дело №3153.
Цыпин В. прот. История Русской Церкви в 9 книгах. М, 1997, кн. 9, стр. 187.
УФСБ по Тульской обл., дело № 9559.
Там же, дело № 9953.
ЖМП, М.,1993, №6, стр. 112.
Цыпин В. прот. История Русской Церкви в 9 книгах. М., 1997 , кн. 9, с.698.
Архив УФСБ по Тульской обл. Д.9953.
Использованные материалы
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_810
http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe...X6p
[1] В многочисленных сетевых житиях упоминается об окончании некоей духовной семинарии.
[2] По др. данным - в 1918.
[3] По архиву УФСБ по Тульской обл. Д.9953. - арестован в 1932, по ряду других источников - 31 января 1931
[4] В настоящее время [2003г.] установлено, что среди тех 38 человек из списка, у кого указаны имя, отчество или хотя бы инициалы, 34 - священнослужители Бийской епархии, из них 16 расстреляны, остальные были приговорены к различным срокам лагерей
[5] Гришаев Василий. Крестный путь епископа Бийского Никиты// Алтайская Миссия: Из материалов III Свято-Макариевских чтений на Алтае. 2003. N 10-12. С.31-37.
[6] По данным архив УФСБ по Тульской обл. Д.9953 владыка был расстрелян 8 января 1938.
http://drevo-info.ru/articles/8354.html
Страница в базе данных ПСТГУ http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcCid71XeeujfeiideKheCxyAHYlB5u2dOiUTaxZMWsmBE*
В Соборе Тульских святых http://tulaeparhia.ru/eparhialnie-documenti/711.html