преподобномученик Сергий Александрович Крестников (1938), послушник

Сергей Александрович Крестников (1893 - 1938), послушник, регент, председатель церковно-приходского совета, преподобномученик

 

Память 12 апреля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых

Родился 1 июля 1893 года в городе Москве.

Окончив школу, он в 1905 году поступил в Московский Покровский монастырь и до 1915 года пел здесь в хоре. Затем в течение двух лет пел в хорах московских церквей.

В 1918 году поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру.

В 1919 году, после закрытия Лавры, перешел в Гефсиманский скит. Неизвестно, принял ли монашество, но в следственном деле 1936 г., Сергея Александровича иногда называют "монахом-попом"

С 1922 года - регент церковного хора и псаломщик в хоре Пятницкой церкви в Сергиевом Посаде.

С 21 октября 1928 года - псаломщик в храме на Кукуевском кладбище. Кроме певческого послушник Сергий нес еще послушание сторожа, а впоследствии был избран председателем церковного совета храма. Как и многие из братии, послушник Сергий продолжал поддерживать духовную связь с последним перед закрытием наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым).

В 1935 году сотрудники НКВД арестовали бывших насельников Лавры, живших в квартирах Загорска, и священников, служивших в городских храмах.

21 октября 1935 года послушник Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Проходил по групповому делу "Дело духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием. Загорск. 1936г." как "участник контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников во главе с монахом Маврикиеем и монахом игуменом Максимилианом".

Начались допросы свидетелей и обвиняемых. Некоторые обвиняемые и свидетели показали, будто Сергей Крестников говорил, что церковнослужителей замучили налогами, что советская власть «поставила своей задачей ликвидировать все православные церкви в России, поэтому мы видим на каждом шагу разрушение церквей против желания верующих; делают это сидящие у власти евреи» [1].

Следователем для дачи показаний были вызваны: благочинный Загорского округа прот. Димитрий Баянов, священники Виталий Лукашевич, Михаил Поздеев, Леонид Багрецов и Александр Маслов. По требованию следователей НКВД они оговорили арестованных, подписав лжесвидетельства против них.

Один из свидетелей говорил:

"Крестников являлся организатором богослужений монастырского харктера, стремился к выполнению монастырского церковного устава и служению акафистов, также старался укрепить монастырский распорядок в общине"

 

Следователь спросил послушника Сергия, какие беседы велись среди монашествующих, на что тот ответил, что беседы ведутся на религиозно-духовные темы: одни считают, что уже наступили времена антихриста и по этой причине усиливаются гонения и преследования за религиозные убеждения; но он считает иначе – что все переживают сейчас время преддверия прихода антихриста.

 

– Как вы реагировали на закрытие церквей? – спросил его следователь.
– Советская власть закрывает церкви без согласия верующих и делает это неправильно, а также ни за что высылает духовенство, лишая его нормальной жизни.
– Вы выражали недовольство советской властью окружающим вас лицам?
– Я советской властью недоволен, потому что она насильно, без согласия верующих закрывает церкви, ни за что высылает духовенство и верующих.
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– Я настроен антисоветски, потому что советская власть организовала гонение на религию, высылает ни за что верующих, без согласия верующих закрывает церкви, – повторил послушник.

 

На этом допросы были закончены, и 5 января 1936 года закончено и само следствие. Послушник Сергий был обвинен в том, что будто бы он

«являлся участником контрреволюционной группировки, среди окружающих распространял контрреволюционные ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, в контрреволюционных целях прославлял могилу “старца Алексея”, распускал ложные слухи “о чудесных исцелениях на могиле старца”, читал и распространял контрреволюционную антисемитскую литературу» [2] (при аресте была найдена книга Нилуса).

 

8 января 1936 года Особым Совещанием при НКВД приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей, и он был отправлен в Ухтпечлаг в город Чибью.

21 января 1938 года снова был арестован как "участник контрреволюционной группы, проводил среди заключенных контрреволюционную деятельность, направленную на дискредитацию партии и правительства" и заключен в следственный изолятор в Чибью.

 

– Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении? – спросил его следователь.
– Виновным себя не признаю. Я говорил заключенным, что в лагере жить тяжело. Больше показать ничего не могу.

 

15 марта 1938 года тройкой НКВД приговорен к расстрелу.

Расстрелян 25 апреля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

15 декабря 1989 года был реабилитирован прокуратурой Московской области по 1936 году репрессий.

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода от 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания.

 

Использованные материалы

 

 


[1]  ГАРФ. Ф. 10035, д. П-77092, л. 61 об.

[2]  ГАРФ. Ф. 10035, д. П-77092, л. 89

Источник https://drevo-info.ru/articles/17430.html


Назад к списку