священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский и Херсонский

Анатолий (Грисюк) (1880-1938), митрополит Одесский и Херсонский, священномученик.


Память 10 января, в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В миру Грисюк Андрей Григорьевич, родился 20 августа 1880 года в городе Ковель Волынской губернии в семье уездного казначея. С детства мальчик привык к труду, простому образу жизни, поскольку семья жила очень бедно. Было у Андрея ещё две сестры: Раиса и Мария, впоследствии во многом разделившие его жизненные испытания. Благочестиво пожив, родители Андрея скончались: отец - в предгрозовом 1905 году, мать - в мятежном 1917 году.

В 1900 году Андрей окончил Волынскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. Здесь окрепло в нём желание послужить Богу в иноческом чине. В 1903 году его постригли в монашество с именем Анатолий. В этом же году он был рукоположен в иеромонаха.

В 1904 году отец Анатолий окончил Киевскую духовную академию, став профессорским стипендиатом. В 1908 году он успешно защищает научную степень магистра богословия, с 1911 года — становится доцентом академии и возводится в сан архимандрита. Его научный интерес сосредоточился на изучении истории сирийского монашества до арабского нашествия.

В течении двух лет он работал с древнейшими рукописями в Патриаршей библиотеке в Константинополе, а знание французского, немецкого, английского, греческого и латинского языков позволило ему ознакомиться с новейшими исследованиями на эту тему. В 1912 году архимандрита Анатолия назначают экстраординарным профессором Киевской духовной академии. В том же году он был переведён в Москву и назначен инспектором духовной академии.

Анатолий, еп. Чистопольский. Казань, 1913 г.

Епископ Чистопольский


В 1913 году архимандрит Анатолий был призван к епископскому служению: состоялась его хиротония во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. При совершении таинства посвящения присутствовавшии на нём были удивлены чудесным явлением: в момент посвящения на главу новорукополагаемого откуда-то упал сноп света, образуя дивное сияние вокруг головы.

Вскоре епископ Анатолий был назначен на должность ректора Казанской духовной академии. И хотя последовал указ от богоборческой власти закрыть все духовные учебные заведения, Владыка лишь формально подчинился ему. Академия, сохраняя учебную программу и прежнюю структуру, занималась как бы частным порядком, как частное учебное учреждение. Но через полтора года чекисты вскрыли присланный епископом Анатолием патриарху Тихону пакет с отчётом о учебной деятельности академии. Вскоре в марте 1921 года святитель Анатолий был арестован. И хотя формально закон нарушен не был, его осудили на год тюремного заключения.

Самарский архиерей


С 1922 года святитель назначается епископом Самарским и Ставропольским. Не терпя безкомпромиссного и безбоязненного служения святителя Анатолия Господу, богоборцы 24 февраля 1923 года вновь заключили его в узы, но 4 августа вновь освободили.

После выхода из заключения владыка возводится в сан архиепископа. Всего через полмесяца, 18 сентября, за сопротивление обновленческому расколу его снова арестовали. В застенках Г.П.У. святителя жестоко избивали, у него была повреждена челюсть, сломаны два ребра. С тюремной больницы, где он перенёс тяжёлую операцию, его отправили в 1924 году на три года сначала в Полторацк (ныне Ашхабад), а затем в Красноводск (Туркмения). Несмотря на свои страдания, он всегда печалился прежде всего о судьбах Церкви, о чем свидетельствовали его письма из Красноводска, в которых он постоянно интересовался состоянием церковных дел и церковной науки. Претерпев, помимо бесчеловечного режима заключения, тяжелую операцию, архиепископ Анатолий после окончания тюремного срока в 1927 году поселился в Москве.

В своём стоянии за истину он не отошёл от митрополита Сергия (Страгородского) после выхода его «Декларации» 1927 года и оставался его ближайшим помощником.

Одесский владыка


С 1928 года владыка назначается архиепископом Одесским и членом Временного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя, митрополите Сергии (Страгородском).

21 октября 1932 года он был возведён в сан митрополита. Он выдвигался тогда даже на пост экзарха Украины, но, по смирению своему, от этого высокого поста уклонился.

С 1934 по 1935 годы святитель временно управляет ещё и Харьковской епархией. Есть свидетельства, что в 1934 или 1935 году владыка, присутствуя на совещании у епископа Варфоломея (Ремова), вместе с митрополитом Арсением (Стадницким) признал дальнейшее следование завещанию старца Алексия Зосимовского — поминать предержащие власти и не отходить от митрополита Сергия — губительным. На глазах у владыки были уничтожены многие одесские храмы. Сам он преимущественно служил в Успенском соборе. Вокруг него собиралась религиозно настроенная молодёжь из интеллигенции. Святителю желалось подготовить молодых юношей к иерейскому сану. Владыка по характеру своему был очень мягок, сердечен, добр. Жил он очень скромно, «убогенько». К службе, когда еще можно было, ездил на дрожках, часто без сопровождения, а в последнее перед арестом время он ходил пешком, опустив глаза и сосредоточенно молясь. Всегда он был спокоен, сохранял мир души. Когда святитель совершал Божественную литургию, все у него было просто, проникновенно и сосредоточенно. Присутствие святителя в алтаре и храме производило во всех благочестивую перемену: люди умиленно взирая на него, освобождались от тревожных переживаний и забот времени, умиротворяясь душой, укреплялись во благом уповании.

Сщмч. митрополит Анатолий (Грисюк). Бутырская тюрьма, 1936 г.

Последние годы и мученическая кончина


Последним местом служения святителя стала Свято-Димитриевская церковь, последний открытый храм Одессы. После ареста в 1931 году почти всех одесских священников, Владыка ходил в советские учреждения с просьбою об их освобождении. Его всячески унижали, а затем и самого стали вызывать на ночные допросы в Н.К.В.Д. Бывало, что даже во время архиерейского богослужения прямо в храм являлись агенты с требованием немедленно пройти на допрос. Всегда кроткий и смиренный, святитель Христов умел в эти моменты, разжегшись Божественной любовью и ревностью, ответить строго и со властью, Богом ему данною, так, что посыльные,чувствуя силу и величие духа его, с трепетом до времени отступали. По окончании продолжительной службы владыка, прибыв по вызову в Н.К.В.Д., просиживал до самого вечера в приемной, и наконец, уже поздней ночью ему приходилось переносить крики, оскорбления и издевательства.

В последние дни перед арестом последовал запрет облачать митрополита Анатолия посреди церкви, а накануне ареста ему вообще запретили совершать богослужения. В ночь с 27 на 28 июля 1936 года владыку арестовали в Одессе. Власти поспешили вывезти его в Киев. Там его продержали в тяжелейших условиях в тюрьме в течении полугода. В декабре для дальнейшего «следствия» он был отправлен в Москву. В начале 1937 года Н.К.В.Д. объявило приговор: заключение в лагерь сроком на пять лет.

Перед ссылкой на север владыка был уже почти лишён возможности владеть ногами. Но его отправили общим этапом вместе с уголовными преступниками, которые в дороге обворовывали беспомощного старца. От стоянки до стоянки его гнали пешком, подталкивая в спину прикладами. Когда он терял сознание, бросали в грузовик, затем заставляли снова идти пешком. Так святитель оказался в Кылтовском Ухто-Печёрском лагере (республика Коми). Здесь его, хронически больного язвой желудка, миокардитом, с больными лёгкими принудили к тяжёлому труду. В документах лагеря о заключённом митрополите значилось: «Работает добросовестно, к инструментам относится бережно. Дисциплинирован. Качество работы удовлетворительно». В июле владыка заболел воспалением лёгких, но жестокий режим работ не смягчился. Запись охранника сообщает: «Работу выполняет на 62%. По старости работает слабо, но старается». Ещё позднее сообщается, что заключённый «к физической работе не пригоден».

В конце 1937 года святитель почти потерял зрение. К нему приехала его родная сестра Мария, чтобы хоть чем-то помочь страдальцу. Он просил разрешить ему увидеть её родное лицо хотя бы перед смертью, но и эту малость не разрешили.

Несмотря на жестокую атмосферу заключения, священномученик сохранил у себя Евангелие. Он пребывал в спокойствии духа, в глубокой молитве. В узах он веселился надеждой небесной свободы. Перед кончиной к владыке пришли, чтобы отнять нательный крест и Евангелие. Евангелие палачи вырвали, но крест Владыка не отдал и, защищая его хладеющими руками, отошёл ко Господу 23 января 1938 года в больнице Ухто-Печерского концлагеря.

Сщмч. Анатолий Одесский

Почитание


Останки святителя были благоговейно погребены в вечной мерзлоте бывшими с ним в заключении православными, на его могиле они сделали маленький крест из веточек. Один из них, впоследствии подвижник Одесского Свято-Успенского монастыря схиархимандрит Пимен (Тишкевич), свидетельствовал, что во время кончины святителя Анатолия над лагерным бараком засветилось сияние.

О блаженном состоянии, в коем пребывает святой священномученик Анатолий, поведал его бывший иподиакон Георгий, рассказавший следующее. Со времени прибытия митрополита Анатолия в Одессу и до самого его ареста Георгий прислуживал ему. Когда приблизилось время ареста, святитель, по-отечески жалея юность Георгия, говорил ему: "Георгий, меня могут арестовать. Не приходи больше ко мне." Но верный иподиакон неизменно отвечал: "Владыко, я ничего не боюсь. Я буду Вам служить до последней минуты." Так он был до конца верен своему архипастырю. И вот в 1959 году Георгий, уже будучи в летах, тяжело заболел. В этом тяжелом состоянии с ним произошел инфаркт. Врачи тщетно боролись за его жизнь. Он умер. В этот момент, как сам Георгий об этом свидетельствовал, к нему явилась его покойная сестра Анна, которая была при жизни очень благочестива. Георгий вместе с ней был восхищен на небеса. Там он увидел прекрасные палаты, а в них - сидящего на престоле священномученика Анатолия с золотым венцом на голове, окруженного множеством стоящих возле его престола архиереев и иереев. Георгий удостоился благословения и беседы святителя Анатолия и наслаждался небесным покоем. Георгию было предложено остаться в блаженном месте райских обителей, но он вспомнил о своих еще юных детях и, руководствуясь родительским долгом, стал проситься назад. После этого Георгий ожил и прожил еще около 5 лет. Он часто благодарно со слезами говорил: "Я служил архипастырю до последней минуты и владыко не забыл меня. В мою последнюю минуту он вымолил мне у Господа жизнь".

В 1997 году святитель Анатолий был прославлен как местночтимый святой Херсонской епархии Украинской Православной Церковью. Затем он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Молитвы


Тропарь, гл.5

Во святителях благочестно пожил еси, и мучения путь скончав, богоборцев ярость посрамил еси, поборник Христову стаду был еси, богомудре. Темже тя почитаем ныне, вопиюще: священномучениче Анатолие, моли Христа Бога спастися душам нашим.


Кондак, гл.5

Апостолов сопрестольниче и святителей украшение, православным щит и утверждение был еси, просвещая безбожия нощь глубокую. Сего ради явился еси священнострадалец за Христа. От бед избави нас твоими молитвами, священномучениче Анатолие.


Молитва

О священномучениче святителю отче Анатолие! К тебе, молитвеннику теплому и пред Богом предстателю усердно притекаем. В лютую годину гонений и испытаний земли нашея, внегда безбожныя врази предаша смерти верныя рабы Божия и храмы святыя сокрушиша, явил тя Господь Церкве своея аки столп непоколебим и людем Божиим пастыря добра, душу свою за овцы полагающа и волки душепагубныя далече отгоняюща. Ныне убо призри на нас, со умиленною душею и сокрушенным сердцем тебе призывающих. Крепость бо наша в нас оскуде и вражия ловления и сети окружиша нас. Молися за нас, да не погибнем до конца со беззаконьми нашими, но да обратит нас Господь на стезю покаяния и спасения, да простит нам вся согрешения наша и ниспошлет мир на грады и веси наша, избавит нас от нашествия иноплеменников, междоусобныя брани и всяких раздоров и нестроений. Утверди, священномучениче, веру и благочестие во всех чадах Православныя Церкве, испроси нам от Господа мужества дар, да явимся наследницы Царствия Небеснаго, сохраняя верность до конца жизни нашея Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Использованные материалы


http://days.pravoslavie.ru/Life/life4752.htm
Тит (Бородин), архим., ред., Житие священномученика Анатолия Одесского, Одесса, Свято-Михайловский женский монастырь, 1997:
http://www.pravoslav.odessa.net/sitejurnal/sanatoli.html

http://drevo-info.ru/articles/8899.html

Осуждения
Особое Совещание при НКВД СССР
21/01/1937
Приговор 5 лет ИТЛ
27 января 1937г. митрополит Анатолий был отправлен этапом в лагерь, хотя он,
вследствие болезни ног, передвигался с большим трудом.
Больного святителя прикладами гнали пешком от стоянки до стоянки, не давая
и самого короткого отдыха. Когда он падал замертво, его поднимали на грузовик,
но лишь только он приходил в себя, снова силой заставляли брести пешком
Места заключения
Коми АССР, Ухтпечлаг, Кылтовская сельхозколония
Год начала 1937
День начала 14
Месяц начала 2
Год окончания 1938
Месяц окончания 1
В условиях лагеря летом 1937г. Владыка перенес крупозное воспаление
легких. В конце 1937г. он потерял зрение.
Перед самой смертью к нему приехала сестра, которая с трудом получила разрешение
на свидание, но когда она прибыла в лагерь, свидание ей не было разрешено.
В январе 1938г. состояние владыки ухудшилось настолько, что его поместили в
лагерную больницу. Перед смертью от митрополита потребовали отдать Евангелие и
нательный крест, которые он пронес через свое архипастырское служение, с которыми
он был в тюрьме и концлагере, - митрополит отказался отдать. Евангелие вырвали
из его рук, но крест он не отдал и, защищая слабеющими руками грудь, предал
праведную душу Господу
Кончина
1938
День 23
Месяц 1
умер в лагерной больнице
Место Коми АССР, Ухтпечлаг
Тело скончавшегося было брошено в промерзлую землю братской могилы

http://www.pstbi.ru/bin/nkws.exe/docum/no_dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu*fO1WfeiceG*cUy0csSue660hdC0ZeG01s8WXfi1gdO8ctmY*

В мае 1931 года в лагпункт Чибью поступила телеграмма из ГУЛАГа о реорганизации Ухтинской экспедиции в Ухта-Печорский исправительно-трудовой лагерь ( УХТПЕЧЛАГ ). Окончательно преобразование Ухтинской экспедиции в Ухтпечлаг было оформлено 6 июня 1931 года приказом ОГПУ № 296/173. Начальником лагеря был назначен Я.М.Мороз.
«Под начало к Якову Морозу гнали и гнали, этапы от вятской станции Мураши до Ухты (до Воркуты, до устья Печоры). Сотни и тысячи шли и умирали во имя «великого сталинского плана превращения тайги и тундры Крайнего Севера в цветущий промышленный край СССР». (А.Канева «Яков Мороз. Палач или жертва. В недрах Ухтпечлага»).

http://www.ourbaku.com/index.php5/Иосема_(Мороз)_Яков_Моисеевич_-_«Хозяин_Ухтпечлага»,_Репрессирован.

1937, 16 августа – в Сторожевском р-не Коми АССР создан Локчимский лесозаготовительный лагерь с центром в п.Пезмег. Подчинялся с момента организации до закрытия ГУЛАГу. Лагерь занимался лесозаготовками и сплавом в верховьях Вычегды на территории 3463 тыс. га. Численность заключенных: 1937 г. – 18937, 1938 г. – 26242, 1939 г. – 22585, 1940 г. – 10269 чел. Начальники: Е.Д.Вуль, капитан госбезопасности Н.А.Василькиоти, Г.Я.Томилов, В.А.Михайлов, Кардорский. Лагерь состоял из трех крупных лаготделений – Мординского, Сторожевского и Усть-Немского. В каждом лаготделении было по четыре лагучастка. Всего за 1938 – 1940 гг. существовали 25 лагпунктов и 20 рабочих колонн. Лагерь располагал также двумя пересыльными пунктами (в Сыктывкаре и Котласе), тремя перевалочными базами (в Котласе, Айкино и на станции Мураши Кировской ветки железной дороги), автобазой в с.Занулье Прилузского р-на, аэродромами и посадочными площадками. Заключенные вели лесозаготовки в семи лесных дачах, ранее принадлежавших тресту «Комилес» – Помоздинской, Мыелдинской, Усть-Немской, Усть-Куломской, Кужбинской, Локчимской и Сторожевской с общей площадью лесов 3896200 га. Кроме того, лагерь получил от треста четыре тракторные базы – Мыелдинскую, Четдинскую, Вэръюсскую и Намскую, а позднее и только что построенную Усть-Немскую, четыре механизированных лесопункта – Жежимский, Шаръягский, Вишерский и Моръюсский.

Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. С.314–315.

Морозов Н.А. Ук.соч. С.152–157.

http://pokayanie-komi.narod.ru/hronika_politicheskih_repressiy.htm


Назад к списку