Священномученик Евгений (Зернов), митрополит Горьковский (Нижегородский)

Память 20 сентября

Преосвященный митрополит Евгений родился 18 января 1877 года в Москве, в семье дьякона Алексея Зернова. При крещении будущий святитель был назван Семеном. По окончании в 1898 году курса духовной семинарии спустя год Семен Алексеевич Зернов поступил в Московскую духовную академию, где 8 марта 1900 года принял монашеский постриг с именем Евгений. 5 апреля того же года он был рукоположен в иеродиакона. 25 марта 1902 года состоялось его священническая хиротония.

Завершив учебу в академии со степенью кандидата богословия, указом Святейшего Синода он был назначен в Черниговскую духовную семинарию преподавателем сектоведения.

Наряду с преподавательской деятельностью иеромонах Евгений с 1902 по 1906 год был активным членом Совета местного Братства во имя святого Михаила, князя Черниговского. В течение 1902-1904 годов он заведовал библиотекой-читальней, был руководителем и организатором религиозно-нравственных чтений для простого народа, проходивших в здании братства.

25 марта 1906 года иеромонах Евгений был возведен в сан архимандрита в Сретенском храме Черниговского Свято-Троицкого монастыря. 20 января 1913 года архимандрит Евгений был хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Однако уже 11 июня 1914 года его назначили на самостоятельную кафедру - епископом Приамурским и Благовещенским. Владыка был официальным членом Священного собора Русской Православной Церкви (1917-1918). Фактическое служение его во вверенной епархии продлилось до 1924 года, и здесь ему пришлось пережить все послереволюционные события, отстаивая свои убеждения пастыря Православной Церкви.

В 1923 году Преосвященный был возведен в сан архиепископа. В том же году, в ночь под Успение, после всенощной в Благовещенском кафедральном соборе его арестовали. Это вызвало массовый протест верующих, которые уже наутро, когда любимого архипастыря не оказалось за литургией, собрались у здания ОГПУ, требуя предъявить им владыку, чтобы удостовериться, что он жив. В ответ на это власти разогнали толпу, вызвав пожарную команду, которая обливала протестующих людей водой. Архиепископа перевели из здания ОГПУ в городскую тюрьму, а в городе арестовали 54 человека, преимущественно женщин, из которых уже никто не вернулся домой.

Очевидцы событий рассказывали, что пока Преосвященный Евгений находился в заключении, по улицам города ежедневно разъезжала повозка с надписью: «В тюрьму для епископа хлеб». Продуктов набиралось такое количество, что владыка кормил многих арестантов.

Затем чекисты вывезли архиерея в Читу, а оттуда в Москву, где он и был временно освобожден. Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 8/21 мая 1924 года владыка Евгений был включен в постоянный состав Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне. При этом за непризнание им политики обновленцев он уже снова находился в заключении.

В начале 1924 года особым совещанием при коллегии ОГПУ владыка был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, где пробыл в течение двух лет, начиная с 22 февраля. Невзирая ни на какие условия лагерной жизни он, будучи постником, оставался твердо верен обетам. Среди последних соловецких монахов он пользовался большим авторитетом. В 1926 году архиепископ Евгений принимал деятельное участие в составлении «Памятной записки Соловецких епископов» (обращение к правительству СССР от православных епископов Соловецких островов). Из лагеря его отправили на поселение в автономный округ Коми, в Зырянский край.

После освобождения архиепископа Евгения, 13 августа 1930 года было принято постановление о назначении его архиепископом Белгородским, но из-за отказа советских властей в регистрации это решение было отменено. Лишь через год, в 1931-м, владыка стал служить в Вятской епархии в качестве викарного архиепископа Котельнического.

В 1933 году Преосвященный Евгений временно возглавил Вятскую епархию, получив титул архиепископа Вятского и Слободского. Однако уже менее чем через год, 3 мая 1934 года, он был назначен на Горьковскую (бывшую Нижегородскую) кафедру с возведением в сан митрополита
. В Нижнем Новгороде он проживал в центре города. Богослужения его отличались величием, покоем и благоговением. Он обладал притягательной силой истинной духовной власти и пользовался огромным авторитетом у православных нижегородцев.

По информации, приведенной в монографии митрополита Мануила (Лемешевского), в 1935 году владыка Евгений уже не стоял во главе епархии, а по болезни пребывал на покое. Однако данные из архивно-следственного группового дела НКВД, заведенного на митрополита Евгения и некоторых нижегородских священнослужителей в июле 1935 года, свидетельствуют о том, что вплоть до мая 1935 года Евгений (Зернов) по-прежнему активно управлял Горьковской епархией.

На основании доноса одного из клириков и по постановлению от 3 мая 1935 года митрополит Евгений был арестован. Недовольство местных властей по поводу деятельности архиерея возникло фактически сразу же, как только владыка появился на Нижегородской земле: на него было заведено агентурное дело, куда вносилась любая информация о его действиях и особенно его служении.

5 мая Преосвященному Евгению было предъявлено обвинение в том, что он «будучи митрополитом Горьковского края, в течение 1934-1935 гг. использовал в контрреволюционных целях церковный амвон, произнося в ряде церквей г. Горького и прилегающих районов проповеди антисоветского содержания в целях внедрения в массу контрреволюционных идей». За неимением конкретных доказательств лишь 9 июля того 1935 года было возбуждено дело «в связи с наличием признаков организованной контрреволюционной деятельности и руководства со стороны Зернова Евгения».

Судьба арестованного митрополита и нижегородских священнослужителей решалась так называемым особым совещанием НКВД СССР. Согласно сохранившейся выписке из протокола этого совещания от 4 ноября 1935 года Преосвященного Евгения приговорили к трем годам лагерей. И уже 5 ноября было подписано его направление в исправительно-трудовой лагерь.

Отбывая новое наказание, владыка по-прежнему оставался проповедником Слова Божиего и духовным пастырем - уже для заключенных. Такое положение вещей отнюдь не устраивало лагерное начальство. Когда настал печально известный 1937 год, «за организованную антисоветскую деятельность в местах заключения постановлением тройки НКВД по Карагандинской области от 20 сентября...» митрополит Евгений был приговорен к расстрелу.

Свой приговор чекисты исполнили сразу же: 20 сентября 1937 года митрополит Евгений (Зернов) был расстрелян.

На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года Преосвященный Евгений был канонизирован как мученик и исповедник Русской Православной Церкви.

http://www.eparhia.ru/news/?ID=16464


Назад к списку